Учебник по английскому языку как источник формирования социокультурной компетенции школьников

к.фил.н., старший преподаватель факультета иностранных языков и регионоведения, МГУ

Концепция обучения иностранным языкам в современной парадигме знания, как правило, строится на компетентностном подходе. Образовательный стандарт МГУ, а так же образовательные стандарты третьего поколения, основаны на компетентностном подходе, что делает обучение более прозрачным и конкретным. Учащиеся могут видеть, каков должен быть результат их обучения, какие компетенции формируются у них в процессе обучения, какие предметы отвечают за формирование этих компетенций. Следовательно, учебники, призванные обеспечивать тот или иной курс, должны быть так же основаны на компетентностном подходе.

В качестве основной цели обучения иностранным языкам профессор Е.Н. Соловова ставит формирование коммуникативной компетенции у учащихся. Выделяются следующие составляющие коммуникативной компетенции: лингвистическая компетенция (лексические, грамматические и фонетические навыки и умения); социолингвистическая компетенция (умение выбирать адекватные для коммуникации формы общения, уметь их преобразовывать в зависимости от контекста); социокультурная компетенция (владение определенными знаниями в области культуры страны изучаемого языка, умение вычитывать в объектах культуры национальные традиции и обычаи, проявления национального характера, особенности мышления, поддержка диалога культур); стратегическая и дискурсивные компетенции (умение логично, последовательно и корректно строить свое высказывание); социальная компетенция (наличие желания строить успешную коммуникацию с представителями других культур, развитие толерантности и эмпатии).

В настоящее время изучению социокультурного аспекта отводится большая роль. Уже давно не нов тезис о том, что нельзя изучать язык, не изучая его культуру. Мы изучаем язык через культуру, а культуру через язык, именно поэтому невозможно владение языком на высоком уровне только при наличии знаний грамматики и лексики. Культура, а именно традиции, обычаи, нравы, особенности вербального и невербального общения, история страны и т.д., является неотъемлемым компонентом каждого качественного учебника по иностранному языку. Заметим, что формирование социокультурной компетенции должно осуществляться с помощью материалов, представленных в учебнике. Достаточно легко привести в соответствие это правило в таких темах как страны изучаемого языка. Естественно, вся тема посвящена культуре той или иной страны. Однако, это далеко не единственная тема в учебнике, а формирование социокультурной компетенции должно осуществляться непрерывно.

Авторы учебного комплекса «Английский язык» для 2–9 классов средней школы под руководством профессора С.Г. Тер-Минасовой ставили перед собой цель подобрать такие учебные материалы для учебников, которые позволили не ограничивать формирование социокультурной компетенции только темой страны изучаемого языка. Именно поэтому все тексты в учебниках несут в себе глубокую информационную нагрузку. Данной цели отвечают и упражнения на проработку лексики и грамматики, которые вводятся в рамках различных тем.

Например, в учебнике для 9 класса представлена тема «The World We Live In». Настоящая тема, согласно программе обучения иностранным языкам, должна включать такие тематические блоки как семья, дом, школа. То есть те темы, которые муссируются в учебниках со второго класса и к девятому классу уже обсуждена своя семья, семья лучшего друга, семья королевы, распорядок обучения в школе, хобби друзей и т.д. В учебнике тема представлена следующими текстами – первый урок посвящен замку Ворвик (Warwick castle) и повторению соответствующего лексического материала; во втором уроке представлены материалы по Юсуповскому дворцу в Санкт-Петербурге с проработкой новой лексики; следующий урок посвящен семейным традициям, а именно культуре и истории чаепития в Великобритании; в последующих уроках представлены отрывки из художественных произведений Саки «Чай» и «Том и другие девчонки» Дж. де Хорн Вейзи; тексты, посвященные истории развития воспитания детей в Великобритании, системе национальных экзаменов в России, Великобритании и США и так далее.

Все тексты, как для чтения, так и для аудирования, нацелены на развитие социокультурной компетенции учащихся. Однако они развивают также и лингвистическую, и социолингвистическую и другие компетенции. Тексты снабжены последовательно выстроенной системой упражнений как устного, так и письменного характера. Даже тренировочные упражнения на лексику или грамматику в большинстве своем несут богатый информационный заряд. При обучении иностранным языкам важно использовать качественные учебники, построенные на синергетическом подходе, нацеленные на разностороннее развитие ученика, поддержание постоянного интереса к предмету, формирование личности, способной строить успешное межкультурное общение.

Код публикации: 

2384

Издание: 

Страница в издании: 

147