Мотивация и развитие личности на пути от школы к ВУЗу

к.психол.н., старший научный сотрудник факультета психологии, МГУ
заслуженный учитель РФ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, ГБОУ ЦО № 1497, Москва
заслуженный учитель РФ, директор , ГБОУ ЦО № 1497, Москва

Центральным, основным направлением работы психолога с учащимися старших (9–11) классов является помощь в определении их жизненных планов, в профессиональном и личностном самоопределении. К юношескому возрасту выстраивается определенная система ценностей, на основании которых они начинают более или менее реально оценивать свои жизненные перспективы. 
От этой системы ценностей, по существу, зависит, какие средства будут избраны для достижения общих и частных целей, которые формируются «про запас», с учетом, возможно, их последующего обучения в вузе. У школьников старших классов мотивы учения связаны с их планами в жизни и возможностями самоопределения. Юношеское самоопределение важный этап формирования личности, а важнейшим звеном самоопределения является планирование жизненной перспективы, которое подразумевает построение жизненных планов, ориентировку в системе общечеловеческих и профессиональных ценностей, умение ставить реальные цели и разрабатывать пути их достижения. Личностное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора своего жизненного пути. Процесс личностного и профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирования системы ценностей и моделирование своего будущего. В связи с этим в Центре образования № 1497 города Москвы разработана программа «Мотивация личности и временная перспектива будущего». Проведенные в 2006–2012 гг. экспериментальные исследования с учащимися 9–11 классов Центра образования № 1497 показали специфическую взаимосвязь системы мотивационно-эмоциональных отношений и ценностей подростка с параметрами самоотношения и направленностью личности. Выявлено, что характер осознания ценностей как значимых и доступных специфически связан с типом преобладающей мотивации учащегося и его пола. Показано, что значимость и доступность исследуемых групп ценностей в значительной степени определяется действующей мотивацией. При этом обнаружена тенденция противопоставления сознательного и эмоционального отношения к ценностям – ценности, являющиеся высоко привлекательными в мотивационно-эмоциональном плане, на уровне сознания недооцениваются по сравнению с другими. 

Это определяет и дальнейшее направление развития личности в сторону принятия общественно одобряемых общечеловеческих и учебных ценностей. Выявлены также некоторые гендерные особенности ценностных ориентаций, связанные с опережающим развитием девочек по сравнению с мальчиками того же возраста.

Код публикации: 

2386

Издание: 

Страница в издании: 

150