Перспективы учета индивидуальных особенностей защитных механизмов личности учащихся в педагогической работе

младший научный сотрудник факультета психологии, МГУ
студент факультета психологии, МГУ

В современной школе важное место в работе педагога с учениками занимает учет индивидуальных особенностей учащихся. К таким особенностям относится психологическая защита. Она может, как способствовать хорошему обучению, так и мешать – в зависимости от специфики своего проявления.

Тема психологической защиты поднималась не раз психологами, особенно в рамках учений о бессознательном в психоанализе. Этот вопрос был хорошо изучен в отечественной и зарубежной психологии, но не в связи с проблемами, касающимися обучения. Целенаправленное формирование познавательной деятельности и условий, обеспечивающих оптимальный развивающий эффект обучения, – одни из главных задач педагогической психологии.

Защитные механизмы личности определяются как совокупность действий, нацеленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости биопсихического индивида. Они могут как способствовать развитию и устойчивости личности, так и приводить к дезорганизации и дезадаптации в зависимости от их внутренней структуры, динамичности, уровня культурно-символической и социальной опосредованности и их зрелости. Они влияют на все стороны психики, стремясь сохранить комфортный способ существования и его неизменность. Обучение представляет собой процесс, приводящий к изменениям в психике учащегося. Поэтому есть основание предположить, что в некоторых случаях сопротивление обучению обусловлено работой определенных защитных механизмов.

Поэтому актуальность решения данной проблемы обусловлена, с одной стороны, запросами практики, требующей дальнейшего совершенствования системы школьного образования, с другой стороны, насущной потребностью понять и обосновать суть особенностей в личности школьников, приводящих к формированию сопротивления обучению.

Учет защитных механизмов личности учащихся открывает дорогу к первичной профилактике и психокоррекции учащихся, сопротивляющихся обучению. Функционирование защитных механизмов личности непременно оказывает влияние на обучение, а динамичность и изменчивость может позволить преодолеть сопротивление обучению и повысить эффективность образовательного процесса.

Код публикации: 

2387

Издание: 

Страница в издании: 

151