Преподаватель в процессе своей профессиональной деятельности проходит несколько стадий профессионального становления: от непонимания проблем, с которыми он сталкивается, к их рефлексии и попытке их решения. Но, не все проблемы удается решить самостоятельно, многие из них требуют обсуждения со специалистами, последующей совместной работы с ними. Делегирование некоторых вопросов узким специалистам, что часто встречается в школьной практике, не всегда оказывается продуктивным.
При этом весь дидактический материал ориентирован на определенный уровень развития детей, но «нормального распределения» в каждой возрастной группе наших подопечных уже давно не наблюдается. И повышение квалификации учителей, введение новых аттестационных проектов для педагогов – не панацея.
Мы работаем с новым поколением детей. Если речь идет не об учреждениях с предварительным отбором, а о среднестатистических российских школах, то учителя сталкиваются с ситуацией, когда некоторые дети отличаются высокой степенью информированности, но при этом не владеют базовыми навыками, необходимыми для обучения в школе. И это не обязательно факт педагогической запущенности, здесь проблемы – более сложные и неоднозначные. Решить их усилиями отдельных педагогов и школьных психологов не удается. Возможно, требуется создание автономных диагностических консультативных центров, где может состояться встреча заинтересованных родителей (но не в том, чтобы скрыть проблемы, а в том, чтобы их решать с помощью профессионалов), педагогов (которые не делегируют педагогические вопросы образования трудных детей психологам) и профильных психологов (в том числе, нейро и патопсихологов). Эта триада позволит развести вопросы, с которыми сталкивается учитель, на те, с которыми он может справиться педагогическими средствами сам; на те, которые требуют работы совместно с психологом и те, которые требуют концентрированной работы узкого специалиста, возможно, с привлечением медиков.
При этом то, что чувствует педагог-практик, требует подтверждения серьезными изысканиями. Здесь необходимо активное взаимодействие практики с академической наукой. Необходимо взглянуть на все происходящее независимо, проанализировав современную ситуацию с разных сторон и позиций.
Вопросы практиков, адресованные науке:
- Диагностика способности современных детей разного возраста к обучению по предлагаемым программам, диагностика готовности к взаимодействию всех субъектов образовательного процесса.
- Диагностика и учет факта увеличения количества психологически проблемных детей на один класс. Происходит изменение структуры класса (группы).
- Проблемы, связанные с исчезновением разновозрастной улично-дворовой игровой среды. Обоснование необходимости поиска и введения компенсирующих воспитательных программ.
- Вопросы интеллектуальной и социальной инфантилизации подрастающего поколения.
- Отсутствие желания учиться.
- Проблемы признания родителями наличия «особенностей» у ребенка, в некоторых случаях оправданное желание скрыть их и/или полное устранение, делегирование процедуры коррекции «специалисту».
- Уровень подготовки специалистов для школы.
- Необходимость обсуждения комплекса базовых ценностей школы. На что направлять усилия педагогу? На прохождение программы, воспитание или коррекцию поведения?
- Отсутствие информации у педагогов о результатах исследований, позволяющих учесть специфические особенности нового поколения, сделать прогноз относительно потенциальных проблем, с которыми столкнется учительство в ближайшее время.
- Актуальный вопрос. Столкновение представителей разных культур (национальностей) в процессе реализации педагогических задач.
- Возможность выбора индивидуальной траектории образования и самообразования для педагогов.
- Избыточный внешний контроль убивает внутреннюю мотивацию у учителей. Как сохранить чувство собственного достоинства на фоне страха не пройти аттестацию, допустить ошибки в документации, подвести администрацию при проверке.
Философский вопрос. Образ будущего. Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть нужным современному обществу? Что нужно сделать, чтобы он таковым был?