Проблемы, которые нужно обсуждать, чтобы начинания были реализованы

преподаватель, ГБОУ школа-интернат № 42, Москва

Преподаватель в процессе своей профессиональной деятельности проходит несколько стадий профессионального становления: от непонимания проблем, с которыми он сталкивается, к их рефлексии и попытке их решения. Но, не все проблемы удается решить самостоятельно, многие из них требуют обсуждения со специалистами, последующей совместной работы с ними. Делегирование некоторых вопросов узким специалистам, что часто встречается в школьной практике, не всегда оказывается продуктивным.

При этом весь дидактический материал ориентирован на определенный уровень развития детей, но «нормального распределения» в каждой возрастной группе наших подопечных уже давно не наблюдается. И повышение квалификации учителей, введение новых аттестационных проектов для педагогов – не панацея.

Мы работаем с новым поколением детей. Если речь идет не об учреждениях с предварительным отбором, а о среднестатистических российских школах, то учителя сталкиваются с ситуацией, когда некоторые дети отличаются высокой степенью информированности, но при этом не владеют базовыми навыками, необходимыми для обучения в школе. И это не обязательно факт педагогической запущенности, здесь проблемы – более сложные и неоднозначные. Решить их усилиями отдельных педагогов и школьных психологов не удается. Возможно, требуется создание автономных диагностических консультативных центров, где может состояться встреча заинтересованных родителей (но не в том, чтобы скрыть проблемы, а в том, чтобы их решать с помощью профессионалов), педагогов (которые не делегируют педагогические вопросы образования трудных детей психологам) и профильных психологов (в том числе, нейро и патопсихологов). Эта триада позволит развести вопросы, с которыми сталкивается учитель, на те, с которыми он может справиться педагогическими средствами сам; на те, которые требуют работы совместно с психологом и те, которые требуют концентрированной работы узкого специалиста, возможно, с привлечением медиков.

При этом то, что чувствует педагог-практик, требует подтверждения серьезными изысканиями. Здесь необходимо активное взаимодействие практики с академической наукой. Необходимо взглянуть на все происходящее независимо, проанализировав современную ситуацию с разных сторон и позиций.

Вопросы практиков, адресованные науке:

  1. Диагностика способности современных детей разного возраста к обучению по предлагаемым программам, диагностика готовности к взаимодействию всех субъектов образовательного процесса.
  2. Диагностика и учет факта увеличения количества психологически проблемных детей на один класс. Происходит изменение структуры класса (группы).
  3.  Проблемы, связанные с исчезновением разновозрастной улично-дворовой игровой среды. Обоснование необходимости поиска и введения компенсирующих воспитательных программ.
  4. Вопросы интеллектуальной и социальной инфантилизации подрастающего поколения.
  5. Отсутствие желания учиться.
  6. Проблемы признания родителями наличия «особенностей» у ребенка, в некоторых случаях оправданное желание скрыть их и/или полное устранение, делегирование процедуры коррекции «специалисту».
  7. Уровень подготовки специалистов для школы.
  8. Необходимость обсуждения комплекса базовых ценностей школы. На что направлять усилия педагогу? На прохождение программы, воспитание или коррекцию поведения?
  9. Отсутствие информации у педагогов о результатах исследований, позволяющих учесть специфические особенности нового поколения, сделать прогноз относительно потенциальных проблем, с которыми столкнется учительство в ближайшее время.
  10. Актуальный вопрос. Столкновение представителей разных культур (национальностей) в процессе реализации педагогических задач.
  11. Возможность выбора индивидуальной траектории образования и самообразования для педагогов.
  12. Избыточный внешний контроль убивает внутреннюю мотивацию у учителей. Как сохранить чувство собственного достоинства на фоне страха не пройти аттестацию, допустить ошибки в документации, подвести администрацию при проверке.

Философский вопрос. Образ будущего. Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть нужным современному обществу? Что нужно сделать, чтобы он таковым был?

Код публикации: 

2388

Издание: 

Страница в издании: 

151