Перспективы развития познавательной сферы академически не успешных старшеклассников на внеучебном материале

к.психол.н., психолог второй категории факультета психологии, МГУ

Основополагающей особенностью новых образовательных стандартов является то, что они определяют результаты образования в области усвоения предметных и межпредметных знаний, а также и в сфере развития личности учащихся. Однако на сегодняшний день, подходы к оценке и развитию межпредметных знаний и личностной зрелости школьников разработаны не достаточно, вследствие чего эти важнейшие качества будущих субъектов социальной деятельности в системе образования формируются либо стихийно, либо в процессе осуществления педагогической воспитательной работы с учащимися. Для многих учеников стихийного развития межпредметных знаний и личностной зрелости достаточно для того, чтобы полноценно адаптироваться к социальной реальности и эффективно найти свое место во взрослой жизни, но академически не успешные старшеклассники (учащиеся коррекционных классов) представляют в этом отношении группу риска.

Нами была предпринята попытка изучения возможности развития познавательной сферы академически не успешных старшеклассников на внеучебном материале, а именно на материале межличностного познания. В работах Н.А. Рождественской и ее учеников было показано, что эффективность межличностного познания обеспечивается овладением познавательными стратегиями, основанными на эвристических методах познания, которые собственно и представляют собой межпредметное знание, овладение которым готовит основу для личностного развития учеников.

В ходе проведенного исследования на выборке из тридцати учеников 8 класса Центра образования № 1423 города Москвы, проходящих обучение по упрощенным программам для детей с трудностями когнитивного развития, осуществлялась диагностика способов межличностного познания подростков, статуса личностной идентичности и когнитивной сложности самовосприятия (как интегральных показателей личностного развития). Затем проходило индивидуальное формирование стратегий межличностного познания, а затем – респонденты, прошедшие обучение, вторично диагностировались. Для оценки полученных результатов была также обследована (без проведения формирования стратегий межличностного познания) группа из тридцати учеников 10 класса в возрасте 15–17 лет Центра образования № 1423, также проходящих обучение в коррекционном классе.

Результаты сопоставления данных, полученных в экспериментальной и контрольной группах, представлены в таблице 1.

 

Контрольная группа

(10-й класс)

Экспериментальная группа (8-й класс)

c2

P

до форми-рования

после форми-рования

Стратегии межличностного познания

11,4

9,2

 

2,9

0,62

 

20,0

11,7*

0,00

Статус личностной идентичности

41,1

37,7

 

4,32

0,28

 

55

12,3*

0,00

Когнитивная сложность имплицитных теорий самовосприятия

0,8

0,9

 

0,35

0,53

 

2

13,7*

0,00

 

* значение критерия c2 значимо при p≤0,01

Таблица 1.

В исследовании установлено, что формирование стратегий межличностного познания является фактором, способствующим развитию личностной идентичности и когнитивной сложности имплицитных теорий самовосприятия у подростков, имеющих определенные трудности познавательного развития. Таким образом, изучен один из инструментов опосредованного развития личности данной группы подростков.

Помимо этого, на данном контингенте респондентов получены также данные, говорящие о том, что у подростков, имеющих определенные недостатки когнитивной сферы, формирование стратегий межличностного познания выступает и как одно из средств совершенствования их познавательной деятельности. Однако, для того, чтобы это положение рассматривать как научно установленный факт, его необходимо проверить в специальном эмпирическом исследовании, которое мы планируем провести в ближайшей перспективе.

Код публикации: 

2389

Издание: 

Страница в издании: 

153