Основополагающей особенностью новых образовательных стандартов является то, что они определяют результаты образования в области усвоения предметных и межпредметных знаний, а также и в сфере развития личности учащихся. Однако на сегодняшний день, подходы к оценке и развитию межпредметных знаний и личностной зрелости школьников разработаны не достаточно, вследствие чего эти важнейшие качества будущих субъектов социальной деятельности в системе образования формируются либо стихийно, либо в процессе осуществления педагогической воспитательной работы с учащимися. Для многих учеников стихийного развития межпредметных знаний и личностной зрелости достаточно для того, чтобы полноценно адаптироваться к социальной реальности и эффективно найти свое место во взрослой жизни, но академически не успешные старшеклассники (учащиеся коррекционных классов) представляют в этом отношении группу риска.
Нами была предпринята попытка изучения возможности развития познавательной сферы академически не успешных старшеклассников на внеучебном материале, а именно на материале межличностного познания. В работах Н.А. Рождественской и ее учеников было показано, что эффективность межличностного познания обеспечивается овладением познавательными стратегиями, основанными на эвристических методах познания, которые собственно и представляют собой межпредметное знание, овладение которым готовит основу для личностного развития учеников.
В ходе проведенного исследования на выборке из тридцати учеников 8 класса Центра образования № 1423 города Москвы, проходящих обучение по упрощенным программам для детей с трудностями когнитивного развития, осуществлялась диагностика способов межличностного познания подростков, статуса личностной идентичности и когнитивной сложности самовосприятия (как интегральных показателей личностного развития). Затем проходило индивидуальное формирование стратегий межличностного познания, а затем – респонденты, прошедшие обучение, вторично диагностировались. Для оценки полученных результатов была также обследована (без проведения формирования стратегий межличностного познания) группа из тридцати учеников 10 класса в возрасте 15–17 лет Центра образования № 1423, также проходящих обучение в коррекционном классе.
Результаты сопоставления данных, полученных в экспериментальной и контрольной группах, представлены в таблице 1.
|
Контрольная группа (10-й класс) |
Экспериментальная группа (8-й класс) |
c2 P |
|
до форми-рования |
после форми-рования |
|||
Стратегии межличностного познания |
11,4 |
9,2 |
|
2,9 0,62 |
|
20,0 |
11,7* 0,00 |
||
Статус личностной идентичности |
41,1 |
37,7 |
|
4,32 0,28 |
|
55 |
12,3* 0,00 |
||
Когнитивная сложность имплицитных теорий самовосприятия |
0,8 |
0,9 |
|
0,35 0,53 |
|
2 |
13,7* 0,00 |
* значение критерия c2 значимо при p≤0,01
Таблица 1.
В исследовании установлено, что формирование стратегий межличностного познания является фактором, способствующим развитию личностной идентичности и когнитивной сложности имплицитных теорий самовосприятия у подростков, имеющих определенные трудности познавательного развития. Таким образом, изучен один из инструментов опосредованного развития личности данной группы подростков.
Помимо этого, на данном контингенте респондентов получены также данные, говорящие о том, что у подростков, имеющих определенные недостатки когнитивной сферы, формирование стратегий межличностного познания выступает и как одно из средств совершенствования их познавательной деятельности. Однако, для того, чтобы это положение рассматривать как научно установленный факт, его необходимо проверить в специальном эмпирическом исследовании, которое мы планируем провести в ближайшей перспективе.