Деятельностный подход к учению и новые образовательные стандарты начальной школы: опыт практического соотнесения

к.психол.н., младший научный сотрудник факультета психологии, учитель начальных классов и заместитель директора по начальной школе, МГУ, ГБОУ СОШ № 261

С 2011/2012 уч. г. все российские школы работают по новому образовательному стандарту для начальной школы, реализуя, как написано в самом Стандарте, системно-деятельностный подход [1]. Стандарт (ФГОС НОО) включает в себя требования к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, и на его основе каждое образовательное учреждение составляет свою образовательную программу (ООП НОО). Поскольку в основе Стандарта лежит подход, основные принципы которого разработаны на факультете психологии МГУ, мы поставили перед собой задачу сопоставительного анализа, с одной стороны, принципов деятельностного подхода к учению, с другой – принципов, положенных в основу ФГОС НОО, и, с третьей – особенностей реализации этих принципов в ООП НОО того образовательного учреждения, в котором мы работаем.

Задача выделения единых принципов деятельностного подхода к учению является трудной из-за большого разнообразия концепций, которые созданы в русле данного подхода (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). В связи с этим мы ограничились лишь теми принципами, которые, с нашей точки зрения, являются общими для всех перечисленных подходов: 1) развивающий характер обучения, предполагающий реализацию принципа «обучение ведет за собой развитие», 2) деятельностный характер усвоения, согласно которому за усвоением знаний всегда стоит выполнение адекватных этим знаниям действий; 3) учет всей системы психологических условий формирования действий, включающей требования к структуре нового действия, к отработке его свойств и переносу в умственный план.

При соотнесении этих принципов с ФГОС НОО было отмечено следующее:

  1. Принцип развивающего характера обучения в наибольшей степени отражен в разделе «метапредметные результаты освоения ООП НОО», включающем требования как к личностным результатам, так и к результатам общеучебного характера. Однако универсальные учебные действия здесь не имеют специфики, связанной с особенностями ведущей деятельности в младшем школьном возрасте и основными психологическими новообразованиями, хотя и не исключают эти особенности и новообразования. В реальности во ФГОС представлены просто все возможные метапредметные эффекты.
  2. Принцип деятельностного характера усвоения недостаточно четко представлен в ФГОС НОО; в требованиях к результатам усвоения программы не указывается однозначно необходимость формирования именно действий, а действия представлены наряду со знаниями, сведениями и др.
  3. Принцип учета системы психологических условий формирования действий не представлен во ФГОС НОО, поскольку задаются только требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и другим условиям. Таким образом, предполагается, что Стандарт устанавливает требования только к результатам, но не содержит требований к психологическим условиям их достижения.

При написании ООП НОО нашего образовательного учреждения мы попытались учесть как принципы Стандарта, так и указанные выше требования деятельностного подхода к учению. При выборе программ обнаружилось, что из существующих программ начального образования наиболее строго принципам деятельностного подхода к учению и новому образовательному стандарту соответствуют программы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Что касается программ, созданных в русле других концепций («Школа России», «Новая начальная школа», «Школа 2100», «Гармония» и др.), то при внешнем учете требований стандарта, внутреннее содержание их сильно расходится с требованиями психологического деятельностного подхода.

Список литературы: 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959].

Код публикации: 

2390

Издание: 

Страница в издании: 

154