Дидактические средства при системно-деятельностном подходе к обучению (на примере курса «Введение в химию»)

к.пед.н., доцент факультета психологии, МГУ

Технология обучения, основанная на системно-деятельностном подходе и обеспечивающая решение новых (по сравнению с традиционными) целей обучения, требует разработки и использования новых видов дидактических средств. В разработанной нами в рамках данного подхода модели изучения пропедевтического курса химии в состав УМК помимо традиционных компонентов (программы, тематического планирования и др.) входят учебник-тетрадь [1], тетрадь для опорных таблиц, тетрадь для решения расчетных задач, минисправочник для решения качественных задач, сборник качественных задач [2], комплект заготовок контрольных работ и некоторые другие. Опишем некоторые из них.

Учебник-тетрадь является основным средством организации деятельности учащегося. Процесс усвоения каждого фрагмента учебного материала состоит из двух стадий. На первой стадии – исследовательской – организуется деятельность учащихся по «производству», формированию знаний. Ученики, выполняя специально разработанные задания из учебника-тетради, «выводят» новое для себя знание – находят закономерности, устанавливают зависимости, выделяют существенные признаки изучаемых объектов и т.д. Цель второй стадии – исполнительской – сформировать умения и навыки по использованию полученного на предыдущем этапе знания при выполнении различных упражнений, решении расчетных и качественных задач. Таким образом, знания, полученные на первом этапе, на втором этапе выступают в качестве ориентировочной основы практической (преобразовательной) деятельности.

В пособии содержатся также программы деятельности по решению задач различных видов, упражнения и задачи, обеспечивающие построение содержания, необходимой формы и требуемых свойств ориентировочной основы деятельности по решению соответствующих задач.

Таким образом, данное пособие (учебник-тетрадь) объединяет в себе тетрадь на печатной основе и учебник, однако учебник не в классическом понимании – как набор готовых текстов, содержащих информацию, – а как набор заданий и упражнений, выполняя которые, ученик приходит к новым знаниям и умениям.

Следующий компонент учебно-методического комплекта – тетрадь для опорных таблиц – заполняется учеником по мере изучения нового материала результатами «исследования» и, в конечном итоге, содержит в обобщенном систематизированном виде основные изученные понятия и связи между ними. Опорные таблицы («Химическая реакция», «Молекула как система», «Чистые вещества и смеси», «Номенклатура неорганических веществ», «Физические величины и отношения между ними» и др.) используются учащимися в качестве схемы ориентировочной основы действий (ООД) при решении учебных задач.

Тетрадь для расчетных задач содержит таблицы, которые ученики заполняют при анализе и решении расчетных задач обобщенным методом на основе системного анализа условий задачи [3], что позволяет ученику концентрироваться на продуктивной деятельности по анализу условий задачи и экономить время на уроке.

Важную роль при преподавании химии в рамках описываемой модели выполняет минисправочник для решения качественных задач по химии. Минисправочник содержит краткую систематизированную информацию о некоторых свойствах химических элементов, а также неорганических веществ и смесей. Ученики используют минисправочник при решении специально составленных качественных задач на распознавание химических элементов или веществ по их свойствам, при решении кроссвордов, сканвордов и разгадывании ребусов, содержащихся в прилагаемом сборнике качественных задач. Такая работа позволяет не только повысить мотивацию к изучению химии, но и обеспечивает непроизвольное запоминание различных свойств веществ, а также учит их работать со справочной литературой.

В течение нескольких лет данный курс был апробирован на экспериментальных площадках г. Москвы, г. Железнодорожный, г. Мытищи (Московская обл.), г. Брянска, г. Злынка (Брянская обл.), г. Ижевска (Удмуртия), г. Ковылкино (Мордовия) и некоторых других. Эксперимент показал высокую эффективность разработанной методики. Было обнаружено, что в результате организованного данным образом обучения у учеников формируется система предметных знаний и умений, знания о деятельности по производству знаний, о различных познавательных средствах, происходит развитие интеллектуальных способностей, а также формирование системного мышления – основы многостороннего развития учащихся, их способности к организации различных видов деятельности с системным принципом ориентировки в предмете деятельности и в самом процессе деятельности.

Список литературы: 

1. Дерябина Н.Е. Введение в химию: Учебник-тетрадь. М., 2010.
2. Занимательные задачи по химии. М., 2010.
3. Дерябина Н.Е. Решение расчетных задач с помощью обобщенного метода // Химия в школе. 2008. № 4. С. 43–50.

Код публикации: 

2391

Издание: 

Страница в издании: 

156