Особенности обучения различных категорий учащихся курсу «Введение в химию», построенному на системно деятельностном подходе

учитель химии, ГБОУ ЦО № 1329, Москва

Современный государственный стандарт образования в качестве основной цели среднего образования задает развитие личности учащегося, его познавательной, коммуникативной и других сфер. Методологической основой построения учебного процесса должен стать системно-деятельностный подход, направленный на решение этих задач. Однако методических разработок, реализующих этот подход при преподавании предметов естественнонаучного цикла, практически нет. Одним из исключений является курс химии, разработанный преподавателем факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Н.Е Дерябиной. Опишем наш опыт использования одного из фрагментов этого курса – раздела «Введение в химию».

Основное отличие данного курса в том, что с первого дня изучения химии ребенок должен рассуждать, анализировать, делать выводы. В прилагающемся к программе учебнике-тетради содержатся задания, в результате выполнения которых ученику открывается новое знание. Конечно же, этот процесс идет под руководством учителя, но у ученика создается представление, что он сам получил информацию, а не взял ее готовую, у него повышается самооценка и, как следствие, мотивация. В результате самостоятельного открытия знаний у учеников формируется установка на понимание, повышается активность, развивается мышление.

По пропедевтической программе Н.Е. Дерябиной нами проводилась работа с различными категориями детей и для каждой группы находились определенные преимущества, которые способствовали развитию учащихся.

Первая категория учеников – это ученики гимназического класса, с высокой мотивацией к учебе. Обычно проблемой при их обучении является то, что к 8 классу объем изучаемой ими информации по другим предметам очень большой и на химию часто не хватает сил. Кроме того, по нашим наблюдениям, к 8 классу даже у таких детей снижается познавательная мотивация, большей ценностью становится общение со сверстниками, что также влияет на отношение к учебе. Поэтому мы изучение химии начинали с 6 класса. В своей работе ученики регулярно использовали справочные материалы, специально разработанные для данной программы.

Большая часть времени была посвящена изучению физических величин, используемых в химии, а также решению некоторых типов расчетных задач методом системного анализа. Мы не давали готовых примеров решения конкретных задач, а обучали учеников анализировать условия задачи, выделять химические объекты, их свойства, определять соотношения между физическими величинами, планировать решение и производить расчеты. В результате школьники научились решать практически все типы задач с изученными физическими величинами и отношениями, что позволило им получать удовольствие от работы. Здесь уместно вспомнить, что в классическом курсе школьной химии разбираются несколько типов задач, и учащиеся обучаются решать их по шаблону. Небольшие изменения в содержании задачи тут же вызывают затруднения и, как следствие, падение интереса к данному виду деятельности.

После изучения пропедевтического курса в 8 класс дети пришли подготовленные, работа на уроках химии была им интересна. В конце
8 класса ученики успешно написали тестовую работу в форме ЕГЭ (качество составило 77 %).

Следующая группа учеников – это ученики слабые, педагогически запущенные, с задержкой психического развития. С ними мы начали работать по данному курсу в 7 классе. Для таких детей важную роль играет мотивация достижения, зачастую они прилагают много усилий, чтобы добиться лучших результатов, но в большинстве случаев терпят поражение. Конечно, мы не решали сложные задачи, но системно-деятельностный подход позволил и этой категории учеников одерживать маленькие победы. Здесь стоит заметить, что большинство заданий в учебнике-тетради, который используется при изучений данного курса, составлены таким образом, что решить их может каждый ученик, разница только во времени, затраченном на работу. Дети, справляясь с посильными для себя и интересными заданиями, получали веру в собственные силы, зачастую впервые.

В некоторых случаях у нас не было возможности получить дополнительные часы на изучение химии в 6 и 7 классах, и мы использовали этот учебник при изучении химии в 8 классе как рабочую тетрадь параллельно с учебником традиционной программы. Такое совмещение облегчает выполнение требований ФГОС для учителя, а для ученика делает урок интересным и продуктивным.

Код публикации: 

2392

Издание: 

Страница в издании: 

157