Универсальные учебные действия и метапредметные компетенции в ФГОС, Critical Thinking на Западе… Что у нас?

д.фил.н., профессор филологического факультета, МГУ

Ориентация на освоение универсальных учебных действий (УУД) и достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов – несомненно, позитивная сторона ФГОС. Именно благодаря этой ориентации могут быть сделаны три важных шага вперед в становлении цепочки непрерывного образования «школа – вуз». Более того, создается возможность одним из этих шагов преодолеть такой барьер познавательной и мотивационной активности школьников, как тестовая система ГИА и ЕГЭ, которая продолжает отбрасывать свою тень на сознание первокурсника еще долгое время после того, как он усядется на студенческую скамью.

Первый шаг – от «портрета выпускника», каким его мыслит современная школа, до «портрета» даже не абитуриента, а студента, каким его мыслит вуз. Второй шаг – за стены отдельных учительских кабинетов, к пониманию того, что предметники не конкурируют за интерес и внимание учеников, а выполняют общую задачу. Третий шаг – от «предметных» амбиций к метапредметным знаниям, навыкам и умениям, которые могут быть сформированы на уроке русского языка в школе, а востребованы на занятиях по специальным дисциплинам химического, географического, медицинского и др. направлений в вузе.

Конкретный предмет рассмотрения в докладе составляют познавательные УУД, касающиеся работы с понятиями, причинно-следственными связями, классификациями: «давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций» [1] и т.п.

Как и другие виды УУД, познавательные УУД до сих пор формируются в школе без вывода их «в светлую точку сознания». В вузе этот вывод необходим, так как без него невозможна научная и шире – профессиональная деятельность.

Формирование УУД на первом курсе происходит не только (и порой – не столько) на специальных предметах. На первом курсе специальные дисциплины («Основы Х», «Введение в Х», «Общее Х» и т.п.) сосредоточены на том, чтобы дать вчерашним школьникам базовый массив профессиональных сведений – позитивное знание, не подлежащее в тот момент критике и сомнению в силу объективных причин (оно представляет собой «нормальную науку», по Т. Куну), и причин субъективных (у первокурсников еще не накоплена достаточная база для компетентной критики, а к некомпетентной критике вуз приучать не должен). Функцию формирования познавательных УУД и критического мышления активно принимает на себя дисциплина «Русский язык и культура речи».

Список литературы: 

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М., 2011. С. 34.

Код публикации: 

2394

Издание: 

Страница в издании: 

160