Разработка нейрокибернетического подхода в педагогике (на примере исследовательской деятельности младших школьников)

д.б.н., ведущий научный сотрудник биологического факультета, МГУ
д.б.н., ведущий научный сотрудник биологического факультета, МГУ
к.б.н., старший научный сотрудник биологического факультета, МГУ

В настоящее время основная задача нашей педагогики состоит в передаче знаний от поколения к поколению. Однако при этом недостаточно внимания уделяется развитию механизмов собственно мышления, в частности механизмов непосредственного взаимодействия с объектом. Следует отметить, что, постулируя приоритет механизмов обучения, мы тем самым ставим человека в положение пассивного обучаемого, мы навязываем ему определенные шаблоны восприятия.

В наших работах разрабатывается программа по развитию информационных механизмов исследовательской деятельности, механизмов взаимодействия исследователя с объектом исследования. Для реализации процесса взаимодействия были введены специальные идеальные объекты [1–3].
Поскольку стоит задача организации процесса взаимодействия, то в
качестве элемента таких идеальных объектов определено элементарное взаимодействие: воздействие на объект исследования (действие) – изменение состояния объекта. Из таких элементов строятся элементарные информационные структуры, реализующие отношения порядка, взаимного дополнения, взаимного исключения, взаимозаменяемости. Композиции таких элементарных структур образуют идеальные объекты. Такие объекты представляют собой «чистые» структурные отношения. Для того чтобы реализовать такие системы отношений, следует определить конкретные действия и конкретные изменения состояний объекта, которые они производят. Наличие структур, описывающих «чистые» структурные отношения, позволяют абстрагироваться от конкретного содержания систем и анализировать свойства объектов, зависящие только от отношений.

Для развивающих занятий использовались идеальные объекты, они описывали условия взаимодействия ученика с объектом исследования [3, 4]. Занятия проводились с младшими школьниками на базе Московской средней общеобразовательной школы № 11 Юго-Западного окружного управления. С этой школой мы работаем уже с 2002 г. Для формирования абстрактной закономерности испытуемому предъявлялось три объекта исследования, имеющих одну и ту же систему отношений.

Ребенка ставят в ситуацию, когда ему объясняют только, как он может осуществлять взаимодействие с объектом, о самом объекте ему ничего не сообщается, всю информацию он может получить только в процессе взаимодействия. На первом этапе исследования испытуемого просили научиться приглашать определенного экспериментатором зверя. На втором этапе после того, как испытуемый исследовал два или три объекта и выявил частные правила, ему предлагают сравнить эти частные правила и выявить общее правило, которое позволит решать любые задачи для всех трех объектов.

В методике реализована многоступенчатая система экспериментов, начиная от полного самостоятельного решения задач и самостоятельной постановки подзадач и кончая возможностью вынесения мыслительных действий по решению задач во внешний план. Такая возможность перехода с одной ступени сложности на другую позволяет последовательно развивать механизмы формирования и использования многоуровневой системы моделей в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

В зависимости от того, насколько дети справляются с задачами, осуществляется или переход к более сложным абстрактным структурам или, наоборот, к более простым.

Проведенные нами исследования позволяют сделать вывод, что активизация исследовательской деятельности школьника позволяет повысить интерес к обучению и развивать творческий потенциал ребенка, развивать его самостоятельность. Выявление общих закономерностей позволяет испытуемому прогнозировать свои действия. Возможность осуществлять полный цикл переработки информации, начиная от исследования структуры среды и постановки задач и подзадач и переходя к поиску решения, позволяет расширить границы самостоятельности ученика.

Список литературы: 

1. Напалков А.В., Целкова Н.В. Информационные процессы в живых организмах. М., 1974.
2. Напалков А.В. и др. Информационные механизмы работы мозга. М., 1988.
3. Целкова Н.В. и др. Исследование свойств памяти детей младшего школьного возраста по критерию развития творческого потенциала // Вестник Московского университета. Сер. 16, Биология. 2006. № 3. С. 3.
4. Целкова Н.В. и др. Исследование закономерностей обучения и памяти в условиях многоуровневой организации среды // Вестник Московского университета. Сер. 16. Биология. 1994. № 4. С. 18.

Код публикации: 

2395

Издание: 

Страница в издании: 

161