Оценка качества условий образовательного процесса в лицее

учитель физики, ГБОУ СОШ № 1581, Москва
педагог-психолог, ГБОУ лицей № 1581, Москва

Новые образовательные стандарты подразумевают высокое качество образовательного процесса в школе и соответственно контроль этого качества. В последние годы в лицее сложилась система оценки качества образования, в том числе оценки качества условий образовательного процесса. Основой такой оценки являются результаты опросов учащихся и родителей.

Прежде всего, мы выявляем жизненные ориентиры учащихся как первый шаг в оценке качества условий образовательного процесса [1]. А по окончании лицея – степень удовлетворенности образовательным процессом по направлениям деятельности лицея [2]. Эти опросы мы проводим с выпускниками и их родителями. Кроме того, нас интересует отношении выпускников к лицею и степень осознания ими жизненного выбора.

Если, например, учащийся выбирает в качестве главной ценности сохранение здоровья, то, скорее всего, он будет оценивать, какие условия предоставляются ему в лицее для сохранения здоровья.

Обращает на себя внимание то, что в последние годы такие ориентиры как «возможность творческой деятельности, повышение уровня своего образования, повышение своего культурного уровня» все чаще оказываются у школьников в конце списка. Учителя лицея, как более опытные люди понимают, что для осознания учащимися ценности этих ориентиров требуются дополнительные усилия педагогического коллектива, то есть создание специальных условий в образовательном пространстве лицея.

Для оценки удовлетворенности созданными условиями были выбраны следующие позиции, отвечающие главным направления деятельности лицея:

—  учебная работа;

—  профильное образование;

—  воспитательная работа;

—  уровень развития самоуправления;

—  информационное обеспечение;

—  безопасность в лицее;

—  комфортность образовательной среды;

—  сбережение здоровья.

Для каждого образовательного учреждения это могут быть свои компоненты деятельности.

Необходимо заметить, что здесь представлены итоговые позиции, а в анкетах для учащихся и родителей по каждой позиции вразнобой ставилось по несколько вопросов для того, чтобы достичь наиболее объективных результатов опроса. Построив диаграмму по результатам опроса учащихся, можно увидеть как проблемные зоны, так и области, в которых достигнуты определенные успехи.

Результаты такого опроса могут служить основой не только для оценки качества условий, но и для планирования и принятия управленческих решений по организации образовательного пространства.

Этот опрос, как и предыдущий, мы проводили в течение последних трех лет. Из сравнения результатов следует, что у нас в лицее наблюдается стабильность степени удовлетворенности учебной работой. В то же время есть показатели, незначительно изменяющиеся год от года под влиянием различных (известных нам) факторов. Например, это может быть субъективный фактор – личность учителя, отвечающего за определенное направление работы в данном учебном году.

При оценке качества условий, созданных в образовательном пространстве нашего лицея, мы посчитали важным выявление причин неудовлетворенности этими условиями. За основу были взяты методические разработки по оценке причин неудовлетворенности, изданные Московским центром качества образования. Заметим, что не было выявлено явное преобладание какой-либо причины, а в целом, отношение учащихся к лицею – стабильно положительное.

Предлагаемая методика оценки качества условий образовательного процесса соответствует принципам открытости, прозрачности, доверия, что способствует составлению объективной картины изучаемого процесса.

Список литературы: 

1. Николаева О.Ю., Ременцова Н.Г. Что я знаю о профессии инженера? // Методики и технологии лицейского образования «Воспитание инженерной элиты»: сб. научно-методических статей. М., 2012. С. 34.
2. Выявление степени удовлетворенности выпускников 2012 года и их родителей качеством образовательного процесса в ГБОУ лицее № 1581 и сравнительный анализ за 2010–2012 гг. [http://1581mgtu.ru/o-licee/licej-sejchas/psixologicheskaya-sluzhba/].

Код публикации: 

2396

Издание: 

Страница в издании: 

163