Ситуационно-поведенческие тесты социального интеллекта для школьников и студентов

к.психол.н., доцент факультета психологии, МГУ

Ситуационно-поведенческими тестами (СПТ) в психологии называют стандартизованные диагностические процедуры, при помощи которых по поведению в проблемных ситуациях определяются и количественно оцениваются способности и личностные особенности человека. Стандартизованы 4 типа СПТ: СПТ-С для оценки общих познавательных способностей и обучаемости; СПТ-Д для оценки учебных достижений, знаний и навыков их применения; СПТ-Л для диагностики индивидуальных особенностей межличностных отношений, проявляющихся в условиях совместной деятельности; СПТ-У для оценки успешности выполнения упражнений, в которых моделируются проблемные ситуации реальной профессиональной деятельности и оцениваются профессионально-важные умения и готовность к конкретной работе. Стандартизация СПТ проводилась в соответствии с нормативами, принятыми комиссией Российского психологического общества (РПО) по психодиагностике, и принципами валидизации процедур, применяемых при отборе персонала, утвержденных в качестве стандартов Обществом индустриальной/организационной психологии и Американской психологической ассоциацией [1].

Для оценки социального интеллекта при помощи технологии ЛАСПИ (LASPI) были разработаны СПТ социального интеллекта, при помощи которых измеряется коэффициент социального интеллекта LSQ (LASPI Social Quotient). В  этих тестах участники вначале решают задачи индивидуально, а затем участвуют в групповой дискуссии, в которой группа должна прийти к единому решению. Участник может изменить решение в процессе дискуссии. Если при этом уровень решения повышается, то участник набирает баллы; если поддаваясь групповому давлению, участник понижает уровень решения, то теряет некоторое количество очков, определяющих интеллект по фактору «уровень решения». По ключу теста можно определить динамику изменения LSQ по факторам: «уровень решения», «деловая активность», «притязания на лидерство» и «влияние на группу». Итоговый профиль и интегральный показатель LSQ, представленные в порядковых (процентильных) шкалах, позволяют количественно охарактеризовать индивидуальные особенности социального интеллекта. Статистические нормы и стандарты LSQ были определены по результатам обследования 371 руководителей и специалистов различных организаций и предприятий, выдвинутых в кадровый резерв, 45 преподавателей вузов, проходивших повышение квалификации в МГУ, 236 студентов различных вузов, 211 школьников старших классов московских школ, принявших участие в исследовательских проектах.

Сравнение выборки руководителей и преподавателей с выборкой школьников выявило статистически значимые различия значений LSQ взрослых и школьников: у школьников LSQ – ниже. Наиболее значительной по абсолютной величине оказалась разница показателей «притязания на лидерство» и частота атипичных изменений уровня притязаний на лидерство (повышений уровня притязаний после неуспеха, либо понижений после успеха). Наблюдения также свидетельствовали о более выраженных аффективных реакциях на неудачу. Группа из 187 школьников кроме батареи тестов LSQ заполнила батарею тестов-опросников НОРТ (нормативно-ориентированных тестов), при помощи которой определялись 5 личностных факторов: «стрессоустойчивость», «коммуникабельность», «доминантность», «интернальность» и «нормативность». Наиболее значительные различия у группы школьников и взрослых были установлены по факторам «стрессоустойчивость» и «нормативность». Мы назвали эту пару факторов «показатели социальной зрелости».

В исследовании подростковой тревожности и характеристик саморегуляции была доказана зависимость между уровнем тревожности и адекватности социальных притязаний, определенных при помощи СПТ-Л. Оказалось, что высокотревожные подростки намного чаще в групповых дискуссиях демонстрируют стратегии поведения, свидетельствующие о завышенных или заниженных социальных притязаниях [2]. Пять личностных факторов НОРТ оказались причинно связаны с различными показателями когнитивных способностей [3]. Результаты исследований последних лет позволили сформулировать общие принципы создания СПТ, предназначенных для оценки LSQ [4].

Список литературы: 

1. Principles for the Validation and Use of Personnel Selection Procedures. Bowling Green, Oh, 2003 [http://www.siop.org/_Principles/principles.pdf].
2. Erofeev A., Mikosha V., Nechaeva R., Skatova A. Behavioral Strategies of Pupils with High Levels of Anxiety in the Situation of the Group Interaction. Berlin, 2008.
3. Aidman E., Erofeev A. Self-regulation Traits: Factorial Structure and Relationship to Cognitive Ability. Melbourne, 2010.
4. Ерофеев А.К. Поведенческие тесты социального интеллекта. М., 2012.

Код публикации: 

2398

Издание: 

Страница в издании: 

164