Ситуационно-поведенческими тестами (СПТ) в психологии называют стандартизованные диагностические процедуры, при помощи которых по поведению в проблемных ситуациях определяются и количественно оцениваются способности и личностные особенности человека. Стандартизованы 4 типа СПТ: СПТ-С для оценки общих познавательных способностей и обучаемости; СПТ-Д для оценки учебных достижений, знаний и навыков их применения; СПТ-Л для диагностики индивидуальных особенностей межличностных отношений, проявляющихся в условиях совместной деятельности; СПТ-У для оценки успешности выполнения упражнений, в которых моделируются проблемные ситуации реальной профессиональной деятельности и оцениваются профессионально-важные умения и готовность к конкретной работе. Стандартизация СПТ проводилась в соответствии с нормативами, принятыми комиссией Российского психологического общества (РПО) по психодиагностике, и принципами валидизации процедур, применяемых при отборе персонала, утвержденных в качестве стандартов Обществом индустриальной/организационной психологии и Американской психологической ассоциацией [1].
Для оценки социального интеллекта при помощи технологии ЛАСПИ (LASPI) были разработаны СПТ социального интеллекта, при помощи которых измеряется коэффициент социального интеллекта LSQ (LASPI Social Quotient). В этих тестах участники вначале решают задачи индивидуально, а затем участвуют в групповой дискуссии, в которой группа должна прийти к единому решению. Участник может изменить решение в процессе дискуссии. Если при этом уровень решения повышается, то участник набирает баллы; если поддаваясь групповому давлению, участник понижает уровень решения, то теряет некоторое количество очков, определяющих интеллект по фактору «уровень решения». По ключу теста можно определить динамику изменения LSQ по факторам: «уровень решения», «деловая активность», «притязания на лидерство» и «влияние на группу». Итоговый профиль и интегральный показатель LSQ, представленные в порядковых (процентильных) шкалах, позволяют количественно охарактеризовать индивидуальные особенности социального интеллекта. Статистические нормы и стандарты LSQ были определены по результатам обследования 371 руководителей и специалистов различных организаций и предприятий, выдвинутых в кадровый резерв, 45 преподавателей вузов, проходивших повышение квалификации в МГУ, 236 студентов различных вузов, 211 школьников старших классов московских школ, принявших участие в исследовательских проектах.
Сравнение выборки руководителей и преподавателей с выборкой школьников выявило статистически значимые различия значений LSQ взрослых и школьников: у школьников LSQ – ниже. Наиболее значительной по абсолютной величине оказалась разница показателей «притязания на лидерство» и частота атипичных изменений уровня притязаний на лидерство (повышений уровня притязаний после неуспеха, либо понижений после успеха). Наблюдения также свидетельствовали о более выраженных аффективных реакциях на неудачу. Группа из 187 школьников кроме батареи тестов LSQ заполнила батарею тестов-опросников НОРТ (нормативно-ориентированных тестов), при помощи которой определялись 5 личностных факторов: «стрессоустойчивость», «коммуникабельность», «доминантность», «интернальность» и «нормативность». Наиболее значительные различия у группы школьников и взрослых были установлены по факторам «стрессоустойчивость» и «нормативность». Мы назвали эту пару факторов «показатели социальной зрелости».
В исследовании подростковой тревожности и характеристик саморегуляции была доказана зависимость между уровнем тревожности и адекватности социальных притязаний, определенных при помощи СПТ-Л. Оказалось, что высокотревожные подростки намного чаще в групповых дискуссиях демонстрируют стратегии поведения, свидетельствующие о завышенных или заниженных социальных притязаниях [2]. Пять личностных факторов НОРТ оказались причинно связаны с различными показателями когнитивных способностей [3]. Результаты исследований последних лет позволили сформулировать общие принципы создания СПТ, предназначенных для оценки LSQ [4].