Межличностное познание и его особенности у педагогов, родителей и школьников

д.психол.н., профессор факультета психологии, МГУ

Эффективность межличностного познания (МП) как одного из видов познавательной деятельности человека во многом определяется адекватностью и полнотой знаний о личностных особенностях людей и качеством способов их оценки. В многочисленных исследованиях, посвященных изучению когнитивной составляющей межличностного познания, показано, что в обыденной жизни люди, как правило, пользуются определенными представлениями о типичных особенностях и поведенческих реакциях анализируемых ими людей, имеющими свои достоинства и недостатки. Последние определяются тем, что они часто основываются на недостаточном количестве существенных признаков, включают свойства, не относящиеся к отражаемым в них явлениям, устаревают к моменту их использования (стереотипы, эталоны, имплицитные теории личности, социальные представления).

Как показывают многочисленные отечественные и зарубежные исследования, посвященные изучению так называемых атрибутивных процессов, образ рассматриваемого человека также искажается в результате приписывания несвойственных ему качеств и несуществующих причин поведения. В частности, это происходит в тех случаях, когда при оценке человека в должной мере не анализируются конкретные обстоятельства, обусловливающие его поведение.

Отрицательно сказываются на качестве межличностного познания также и консерватизм мышления, и излишняя категоричность суждений, склонность к суждениям о человеке по аналогии, поспешные обобщения, которые люди делают на основе единичных и случайных наблюдений за поведением другого человека. Искажения образа человека, как известно, обусловливают так называемые эвристики, или правила и способы оценки личностных свойств, которые субъект достаточно легко принимает и использует в процессе познания людей без учета того, что они поверхностны и не включают в свой состав существенные признаки рассматриваемых особенностей.

На обширном материале эмпирических исследований, посвященных изучению когнитивного компонента межличностного познания, проанализированы ошибки, совершаемые людьми в процессе понимания друг друга, и сформулированы принципы межличностного познания, опора на которые позволяет использовать когнитивные стратегии, обеспечивающие их сокращение.

  1. Ориентация на полный охват личностных свойств человека. Она включает анализ основных качеств, обусловливающих направленность, содержание, характер протекания и эффективность деятельности, к которым относятся: мировоззрение, интеллект, эрудиция, воля, эмоции, характер и способности [1].
  2. Применение адекватных и существенных критериев их оценки.
  3. Анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на человека (личностные свойства, эмоциональные и функциональные состояния, здоровье, другие люди, обстоятельства и условия жизни).
  4. Рассмотрение основных биографических данных и перспектив развития человека.
  5. Использование вероятностных суждений о нем.
  6. Проверка суждений в практической деятельности, типичной для данного человека.

Силами небольшого коллектива психологов, работающего под руководством автора, было проведено несколько эмпирических исследований, посвященных изучению влияния основанных на этих принципах стратегий познания на полноту и адекватность оценок личностных свойств и поведения людей. Исследованы также закономерности эффективного формирования способов МП у студентов педагогического вуза и старшеклассников.

В исследовании Е.В. Грачиковой установлено, что примерно одна треть учителей, познавая своих учеников, использует стратегии, основанные на всех принципах МП. Еще треть педагогов, применяет менее половины принципов. Остальные – используют не менее половины из них. Результаты исследования показали, что учителя первой группы, владеющие стратегиями, основанными на принципах МП, адекватно оценивают мотивационную сферу, эрудицию, самооценку, волю, эмоции и интеллект своих воспитанников. Этого нельзя сказать об учителях, не владеющих такими стратегиями. Они могут адекватно оценивать лишь те свойства, для оценки которых более или менее глубокий анализ личностных особенностей воспитанников не требуется. Это интересы, эрудиция, конфликтность/бесконфликтность, наличие или отсутствие лени у учеников. Таким образом, мы пришли к выводу, что одним из профессионально важных качеств учителя является наличие у него стратегий МП, основанных на полном и качественном использовании принципов межличностного познания.

Позднее в работе А.В. Разумовой было установлено, что родители, более адекватно оценивающие своих детей, отличаются от родителей, оценивающих их по преимуществу неадекватно, лучшей ориентацией на полный охват личностных свойств детей, более частым использованием существенных критериев оценки личностных свойств, применением гипотетических суждений и учетом конкретных внутренних и внешних условий жизни ребенка. Таким образом, данные, полученные на выборке родителей, в основном совпали с данными, собранными на выборке учителей.

В работе И.В. Мельниковой показано, что одним из важных факторов эффективности формирования способов МП у студентов педагогического вуза является применение методики «Совершенствование способов межличностного познания». При этом преимущества тренинговой формы обучения перед лекционной – незначительны.

А.В. Березина показала, что сензитивный период становления стратегий, основанных на принципах МП, приходится на подростковый возраст. А.В. Сорин установил, что их формирование у подростков с трудностями обучения в значительной мере способствует развитию личностной идентичности у них, сближая их по уровню развития с подростками, не имеющими подобных недостатков.

Приведенные данные, а также результаты других исследований, посвященных стратегиям межличностного познания, говорят о большой теоретико-практической значимости проблемы и важности ее дальнейшего изучения. Необходимо продолжить исследования в области изучения причинно-следственных отношений стратегий МП с личностным ростом подростков, профессиональным мастерством учителей, стилем семейного воспитания и личностными особенностями педагогов и родителей.

Список литературы: 

1. Писаренко В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости // Психологический журнал. 1986. № 1. С. 62–72.

Код публикации: 

2399

Издание: 

Страница в издании: 

166