Психологические факторы, влияющие на эффективность учебной коммуникации между преподавателями и учащимися старших классов

к.психол.н., доцент факультета психологии, МГУ

Преподавание учебных предметов в школе, особенно гуманитарного цикла, содержит в себе в явном или скрытом виде процесс аргументации излагаемой учителем (автором учебника) позиции. Под влиянием получаемой от преподавателя информации происходит либо не происходит трансформация личного опыта учащегося.

Использование в процессе занятий активных методов обучения, дискуссий, дебатов, конференций, круглых столов предполагает сформированность у преподавателей и школьников таких общих компетенций, как умение высказывать и аргументировать свою позицию, умение оценивать позицию и аргументы собеседника, умение находить пункты согласия и разногласия, умение договариваться по спорным вопросам и формулировать взаимоприемлемое решение.

На кафедре психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова в 2005–2012 гг. были проведены циклы исследований, направленных на диагностику сформированности компетенций профессионального (делового) общения у участников образовательного процесса и выявление психологических факторов, влияющих на убедительность аргументации у старших школьников [1–4]. Результаты исследований статистически достоверно показали, что убедительность аргументации преподавателя (убедительно – неубедительно) для подростков зависит, в первую очередь, от логических характеристик этой аргументации, от того, насколько четко информация структурирована и близка к модели нормативной дискуссии. Однако оказалось, что в полном объеме компетенции в сфере делового общения не формируются у участников учебного процесса стихийно. У учителей не были сформированы умения, обеспечивающие эффективность таких видов профессионального общения, как презентация своей позиции, дискутирование, дебаты, совещание и др.

С другой стороны, было показано, что некоторые психологические особенности старших школьников затрудняют процессы учебной коммуникации даже в том случае, если у педагогов компетенции делового общения сформированы полностью. Выявлены статистически достоверные взаимосвязи между убедительностью аргументации преподавателей для учащихся и такими показателями познавательных психических процессов старших школьников, как уровень сформированности логического мышления, уровень развития социально-недетерминированного интеллекта, когнитивно-стилевые особенности познавательной сферы (интроверсия-экстраверсия, сенсорка-интуиция).

Полученные результаты показывают, что работа по повышению эффективности учебной коммуникации должна вестись, по крайней мере, в двух направлениях. Первое – формирование обобщенных умений профессионального общения у педагогов. Второе – развитие познавательных психических процессов у старшеклассников.

Список литературы: 

1. Кудря М.Ю. Психологические факторы убедительности аргументации у старших школьников: Дипломная работа. М., 2008.
2. Погожина И.Н., Панкратова А.А. Экспериментальное исследование влияния личностных особенностей коммуникатора на убедительность аргументации // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2005. № 4. С. 43–48.
3. Погожина И.Н., Панкратова А.А. Диагностика и формирование структурно-процессуальных компонентов спора // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2005. № 1. С. 29–39.
4. Погожина И.Н., Панкратова А.А. Личностные особенности преподавателя как фактор эффективности учения // Непрерывное образование: психологические, физиологические и социологические аспекты: Материалы конференции. М., 2005. С. 97–99.

Код публикации: 

2400

Издание: 

Страница в издании: 

168