Преподавание учебных предметов в школе, особенно гуманитарного цикла, содержит в себе в явном или скрытом виде процесс аргументации излагаемой учителем (автором учебника) позиции. Под влиянием получаемой от преподавателя информации происходит либо не происходит трансформация личного опыта учащегося.
Использование в процессе занятий активных методов обучения, дискуссий, дебатов, конференций, круглых столов предполагает сформированность у преподавателей и школьников таких общих компетенций, как умение высказывать и аргументировать свою позицию, умение оценивать позицию и аргументы собеседника, умение находить пункты согласия и разногласия, умение договариваться по спорным вопросам и формулировать взаимоприемлемое решение.
На кафедре психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова в 2005–2012 гг. были проведены циклы исследований, направленных на диагностику сформированности компетенций профессионального (делового) общения у участников образовательного процесса и выявление психологических факторов, влияющих на убедительность аргументации у старших школьников [1–4]. Результаты исследований статистически достоверно показали, что убедительность аргументации преподавателя (убедительно – неубедительно) для подростков зависит, в первую очередь, от логических характеристик этой аргументации, от того, насколько четко информация структурирована и близка к модели нормативной дискуссии. Однако оказалось, что в полном объеме компетенции в сфере делового общения не формируются у участников учебного процесса стихийно. У учителей не были сформированы умения, обеспечивающие эффективность таких видов профессионального общения, как презентация своей позиции, дискутирование, дебаты, совещание и др.
С другой стороны, было показано, что некоторые психологические особенности старших школьников затрудняют процессы учебной коммуникации даже в том случае, если у педагогов компетенции делового общения сформированы полностью. Выявлены статистически достоверные взаимосвязи между убедительностью аргументации преподавателей для учащихся и такими показателями познавательных психических процессов старших школьников, как уровень сформированности логического мышления, уровень развития социально-недетерминированного интеллекта, когнитивно-стилевые особенности познавательной сферы (интроверсия-экстраверсия, сенсорка-интуиция).
Полученные результаты показывают, что работа по повышению эффективности учебной коммуникации должна вестись, по крайней мере, в двух направлениях. Первое – формирование обобщенных умений профессионального общения у педагогов. Второе – развитие познавательных психических процессов у старшеклассников.