Формирование межличностного познания у студентов педагогического ВУЗа

к.психол.н., доцент, Московский городский педагогический университет

Исследования в области педагогической психологии, а также современная педагогическая практика говорят о том, что учителя, давая характеристику школьнику, опираются на свой индивидуальный опыт познания, который содержит житейские представления, искажающие адекватность восприятия образа ребенка, что в значительной мере затрудняет прогнозирование его поступков и планирование перспектив развития. Несмотря на то, что в психологической литературе давно поставлена проблема совершенствования межличностного познания педагогами своих воспитанников, наблюдается дефицит работ, в которых изучаются закономерности и условия развития навыков межличностного познания у будущих учителей.

В наших работах этот пробел восполняется, благодаря изучению совокупности условий, обеспечивающих эффективное усвоение будущими педагогами в процессе профессиональной подготовки алгоритма оценки личностных свойств детей, сердцевину которого составляет модель стратегий межличностного познания, разработанная Н.А. Рождественской.

Многолетний опыт подготовки специалистов педагогического профиля показывает, что его формирование осуществляется поэтапно. Прежде всего, в начале обучения студенты проходят психолого-педагогическую практику, в ходе которой наблюдают несколько моделей ведения уроков и взаимодействия с учащимися, применяемых педагогами-мастерами. В соответствии с одним из заданий на основе своих наблюдений каждый практикант составляет характеристику на определенных детей, опираясь на свой жизненный опыт.

Далее студенты изучают базовые психологические дисциплины: «Общая психология», «Педагогическая психология», «Возрастная психология» и проходят общий практикум. Примерно в середине обучения студенты проходят практику пробных уроков (занятий), распадающуюся на две части: овладение дидактическими и методическими приемами ведения урока и закрепление психологических знаний и умений. В этой части практики они учатся анализировать личностные особенности детей, опираясь на психологические знания, которые получили на занятиях психологией, наблюдая за школьниками и тестируя их.

На завершающем этапе обучения перед прохождением преддипломной практики студенты слушают спецкурсы: «Понимание личностных особенностей ребенка педагогами». В ходе этих занятий используется модифицированная методика Н.А. Рождественской «Совершенствование стратегий межличностного познания», которая в малых и средних группах обычно проводится в тренинговой форме, а в больших – в лекционной. В ходе преддипломной практики осуществляется контроль за усвоением полученных знаний и умений студентами, когда им предлагается составить характеристики на учащихся, основывая свой анализ личностных свойств на принципах межличностной психологии.

В данной работе мы описали технологию формирования межличностного познания у будущих педагогов. Одновременно с этим мы формируем у студентов коммуникативные и некоторые другие профессионально важные качества и навыки. С нашей точки зрения, достоинства нашего подхода состоят в том, что в нем гармонично сочетаются теоретические психологические знания, учебный тренинг и различные виды практики учащихся, что позволяет рассматривать его как один из наиболее эффективных методов обучения общению по специальностям, относящимся к сфере деятельности «человек–человек».

Код публикации: 

2402

Издание: 

Страница в издании: 

170