Использование системно–деятельностного подхода при изучении химии в школе

заместитель директора по воспитательной работе, учитель химии, МАОУ лицей № 13 (Аэрокосмический лицей), г.о. Химки, Московская обл.

Тема «Формирование умения сравнивать некоторые свойства атомов химических элементов и образуемых ими веществ с помощью периодической системы» изучается в 8 классе, а затем повторяется в 9 и 11. Для формирования умений сравнивать некоторые свойства атомов химических элементов и образуемых ими веществ с помощью периодической системы у учащихся 8, 9 и 11 классов лицея № 13 г.о. Химки Московской области нами был разработан цикл обучения на основе теории поэтапного формирования умственной деятельности.

Во всех существующих сегодня программах и учебниках по общей и неорганической химии, такие сравнительные характеристики и свойства, как радиус атома, электроотрицательность, а также свойства оксидов и гидроксидов в максимальной степени окисления соответствующих элементов изучаются раздельно, в разное время, в течение всего четырехлетнего курса обучения химии.

Нами была предпринята попытка разработать методику совместного изучения некоторых свойств атомов и их соединений, используя периодическую систему химических элементов и системно-деятельностный подход. Для этого была составлена учебная карта и схема ориентировочной основы действий, в которой представлена соответствующая программа деятельности. Был приготовлен комплект заданий, при выполнении которых у учащихся формируется обобщенное умение сравнивать свойства атомов химических элементов и их соединений по периодической системе химических элементов. Таким образом, выделяя инвариант, мы перестраиваем содержание обучения и предлагаем сравнение не отдельно каждой характеристики и свойств, а сразу всех. Такой подход требует систематизации разрозненного, большого по объему материала по теме «формирование умения сравнивать некоторые свойства атомов химических элементов и образуемых ими веществ с помощью периодической системы химических элементов», а также проследить связи между этими характеристиками.

Для изучения данной темы учащиеся должны уметь давать определения понятиям: радиус атома химического элемента; электроотрицательность; степень окисления.

Уметь:           найти химический элемент по названию и/или номеру в периодической системе химических элементов; определять по периодической системе номер группы и номер периода, в которой находится химический элемент; определять по периодической системе число уровней в электронной оболочке атома и число электронов на последнем уровне в электронной оболочке атома; определять по периодической системе максимальную степень окисления.

Согласно деятельностному подходу, цели обучения должны представляться в виде задач, умением решать которые мы хотим научить ученика. После анализа материала химии средней школы, мы сформулировали цели и задачи по интересующей нас теме.

Цель: формирования умения сравнивать на основании периодической системы химических элементов следующие свойства: радиусы атомов; металлические и неметаллические свойства атомов; электроотрицательность атомов; кислотно-основные свойства оксидов и гидроксидов химических элементов в их максимальной степени окисления и другие величины и свойства.

Использование задач для построения целей обучения позволило выделить знания и умения, необходимые для решения данных задач. При таком подходе мы можем точно определить объем знаний. Анализ всех задач, составляющих содержание целей обучения, позволил выделить систему необходимых знаний и умений у учащегося.

Обучение любому предмету можно разделить на конечное число циклов обучения. Цикл обучения – деятельность учителя и учащегося, которая приводит ученика к усвоению единицы содержания: понятия, законы, правила и соответствующие умения, в которых они должны функционировать. Для организации учебного процесса по формированию вышеуказанных умений.

Процесс усвоения, согласно теории, проходит шесть этапов:

  1. Мотивационный;
  2. Этап составления схемы ориентировочной основы действий;
  3. Формирования деятельности в материальной форме;
  4. Формирования внешнеречевой деятельности;
  5. Выполнения деятельности во внешней речи про себя;
  6. Выполнения деятельности в форме внутренней речи.

Задача учителя – обеспечить успешное прохождение всех этапов, дать ориентировку на сущность, и попробовать сформировать теоретическое мышление.

По мере изучения материала, была составлена программа деятельности «сравнение радиусов атомов химических элементов».

В результате обучения, данная тема не вызывает особых проблем в изучении. У ребят повышается мотивация, тратится времени меньше, чем отводится на изучение программой курса, и это время может быть потрачено на решение более сложных задач. Преподавание с позиций деятельностной теории является более эффективным по сравнению с традиционной методикой преподавания.

Код публикации: 

2403

Издание: 

Страница в издании: 

172