Практические результаты применения системно-деятельностного подхода к преподаванию курса химии в средней школе

учитель химии, ГБОУ СОШ № 520, Москва

Многовариантность использования термина «системно-деятельностный подход» заставляет усомниться в том, что у ученых на этот счет есть определенная однозначная точка зрения. Наиболее четко и целостно выглядит подход, применяемый при разработке программ и учебных пособий сотрудниками факультета психологии МГУ, кафедры психологии образования и педагогики.

В одном из классов нашей школы такой подход был применен при изучении курса «Введение в химию» в 7 классе (работа проводилась по учебнику-тетради «Введение в химию», автор Н.Е. Дерябина). Далее, в 8–9 классах изучались основы неорганической химии по традиционным школьным учебникам, но в качестве дополнительных источников информации использовались справочники «Неорганическая химия в реакциях» и «Минисправочник по химии для решения качественных задач», автор Н.Е. Дерябина. В старшей школе этот класс был заявлен экономическим. В соответствии с базовым учебным планом экономического профиля на изучение химии выделялся 1 час в неделю, то есть, всего 34 часа в год. При таком количестве уроков говорить о системном подходе трудно, но, тем не менее, отдельные темы удавалось преподавать, используя деятельностный подход, когда обучающиеся получают знания в ходе самостоятельного исследования, предложенного учителем или учебным пособием. В работе использовались минисправочники «Органическая химия в реакциях» и «Связи между классами веществ», а также отдельные задания из пособий Н.Е. Дерябиной.

По окончании курса средней школы 5 человек из данного класса (20 % всех учеников выпускного класса) назвали химию в качестве экзамена по выбору в формате ЕГЭ. Результат всех пятерых был выше среднего по Москве (60,5 балла): от 62 до 77 баллов. Четверо из выпускников подали документы в Московский государственный университет тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова и поступили туда по итогам первого набора, еще одна девушка поступила в Московский государственный медико-стоматологический университет.

Конечно, и в другие годы выпускники нашей школы выбирали медицинские и химические университеты для поступления. Но статистика говорит о том, что ученики, обучавшиеся с использованием системно-деятельностного подхода, выбрали химию как специальность потому, что чувствовали себя уверенно именно в этой сфере деятельности, вооруженные не столько суммой знаний, сколько способом деятельности, что, конечно, более значимо при выборе профессии.

Код публикации: 

2404

Издание: 

Страница в издании: 

173