Развитие произвольной речи как фактор готовности к школьному обучению

к.психол.н., старший научный сотрудник факультета психологии, МГУ

Одна из компетенций, к освоению которых должен готовиться дошкольник, – развитая произвольная речь, лежащая в основе освоения ребенком письменной речи в ее продуктивных и репродуктивных функциях. Культура «школьной» речи может воспитываться только в определенных обстоятельствах. Не в ситуации вопросов и однозначных ответов на занятии с воспитателем в дошкольном образовательном учреждении или педагогом подготовительного класса, а в особой совместной деятельности детей и взрослых. Мы говорим о специальном устном сообщении, построенном по некоторым правилам письменной речи, адресованном коллективному слушателю. Эта речь должна быть сложна по структуре и насыщена абстрактным содержанием школьных знаний.

Функционирование устной речи, построенной по канонам письменной речи, обращенной к реальному или воображаемому собеседнику, накладывает отпечаток на структуру речи, выстраивая определенные отношения между мышлением и речью. По мнению Д.Б. Эльконина, письменная речь дисциплинирует мышление, приучая ребенка к расчленению потока мысли и развернутому ее выражению [1]. Но требование расчлененности мысли выполнимо лишь в том случае, если у ребенка формируется способность ориентироваться на воображаемого читателя, слушателя, на воображаемую ситуацию общения. С нашей точки зрения, облегчить эту задачу может специально организованная ситуация, когда ребенок отрабатывает позицию рассказчика и слушателя. Это может помочь выработать особое отношение к речевому высказыванию или устному тексту.

На наш взгляд, важной и мотивационно значимой является возможность проявить свою интеллектуальную компетентность в условиях реализации специально организованной проектно-исследовательской деятельности ребенка, которая должна быть организована с учетом определенных условий. Во-первых, накануне школьного обучения ребенок, опираясь на игровую мотивацию, с большим энтузиазмом берет на себя различные роли, в частности, разыгрывает роль «маленького ученого», о важности которой говорили Д. Брунер, Ж. Пиаже и др. В этой ситуации ребенок легко принимает задачу создания особого сообщения, адресованного своим сверстникам и педагогам.

Второе условие – организация для этого специальной совместной деятельности педагогов, родителей и ребенка, целью которой является подготовка устного сообщения по выбранной самим дошкольником или школьником теме. Именно создание текста как совместного продукта ребенка и взрослых, адресованного своим сверстникам, должно обеспечить развитие произвольной речи.

Родители и педагоги, выстраивая совместную деятельность, должны осознавать, что кроме потребности быть компетентным в сообществе сверстников, у ребенка нет ничего: у него может отсутствовать осознанная цель – создание определенного речевого продукта, тем более будут отсутствовать адекватные средства для реализации этой цели.

Важно помнить, что даже потребность показать себя может быть выражена у детей по-разному и должна быть поддержана взрослыми. При выполнении интеллектуальной деятельности ребенок и родители не всегда могут раскрыть весь спектр своих возможностей. Этому препятствуют «психологические барьеры», личностная тревожность и т.д. Именно учет всех обстоятельств должен определять программу построения совместных действий взрослых и ребенка по подготовке сообщения.

Эмоциональная поддержка влияет на повышение достижений лишь у тех детей, которые стремятся к успеху и рассчитывают на удачу. Здесь важным условием выступает эмоциональное поощрение успехов в активности ребенка. Дети же, которые боятся неудачи, нуждаются во внешнем контроле со стороны взрослого. В этом случае возможен путь от контроля и эмоциональной поддержки к постепенному отказу от контроля при смене мотивации избегания на мотивацию достижений.

Третье условие – принцип оптимального соотношения развития и саморазвития, описанный Н.Н. Поддьяковым. Он говорит о фундаментальной потребности ребенка в новых, более сложных впечатлениях, знаниях, образах, в новых эмоциях. Энергичное влияние взрослого, которое снижает собственную активность дошкольника, отрицательно сказывается не только на саморазвитии, но и на развитии детей [2]. Недостаток или малоэффективность влияния взрослого, наоборот, приводит к ослаблению контактов с ребенком.

В нашем случае, когда организуется совместная деятельность детей, родителей и педагогов по поиску и усвоению информации с целью изложения ее своим сверстникам, и первая, и вторая стороны одинаково опасны. В первом случае, как мы это наблюдаем в течение многих лет, когда взрослый «снабжает» дошкольника или младшего школьника распечаткой «взрослого» текста, не обеспечивая его средствами для усвоения и передачи этой информации. Во втором случае – ребенок без помощи родителей, не обладая навыками чтения, не сможет полноценно продемонстрировать свою компетентность.

Четвертое условие, без которого невозможно начинать данную деятельность, – целевые установки родителей и педагогов. Это не должно быть формальное создание модных презентаций, которое будет сопровождать всю интеллектуальную поддержку родителей в будущем в школе, а искренний познавательно мотивированный поиск интересной для взрослых и ребенка информации, которую дошкольник может усвоить и рассказать товарищам.

Учет перечисленных выше условий очень важен при работе по развитию произвольной речи дошкольника и младшего школьника, вооружению его средствами регуляции когнитивной деятельности (метазнания, метапамяти и различных метакогнитивных стратегий эффективного усвоения знаний) при создании собственного устного сообщения.

Список литературы: 

1. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. М., 1998.
2. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольника // Вопросы психологии. 1985. № 2.С. 103–117.

Код публикации: 

2405

Издание: 

Страница в издании: 

174