Введение в систему образования в медицинских вузах новых государственных образовательных стандартов, основанных на последних достижениях психолого-педагогической науки, привели к осознанию разрыва между уровнем подготовки преподавателя высшей медицинской школы и теми требованиями, которые практика предъявляет к нему на его рабочем месте в образовательном учреждении. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает методическая подготовка профессиональной деятельности преподавателя. Самостоятельное проектирование способов решения разных методических задач с учетом психологических закономерностей учебного процесса и индивидуальных и возрастно-психологических особенностей студентов представляет серьезную трудность для преподавателей.
Изучение психолого-педагогической, педагогической, дидактической и методической литературы по проблеме, большой опыт педагогической деятельности в вузах привели нас к выводу о недостаточной разработанности вопроса организации методической подготовки преподавателя медицинского вуза. Являясь интегративной, она должна включать в себя знания не только по конкретному предмету, не столько абстрактные знания из психологической и педагогической наук (что имеет место быть сегодня), сколько конкретные знания из педагогической психологии, которые по своему содержанию являются методологической основой методического компонента в структуре профессиональной деятельности преподавателя на конкретном занятии. Именно это делает методическую подготовку базовой в системе профессиональной подготовки педагога и создает другие возможности для качественного развития его педагогической деятельности [1].
Разрешение обозначенной проблемы на практике в системе повышения квалификации педагогических кадров нам представляется возможным на основе теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий и понятий, в соответствии с которой необходимо выделить и построить такую «систему условий» для преподавателя, «учет которых не только обеспечивает, но даже и “вынуждает” его действовать правильно и только правильно, в требуемой форме и с заданными показателями» [2].
Нами была предпринята попытка разработать образовательную технологию методической подготовки преподавателя, в содержание которой были включены три блока методических умений: а) организация подлежащего усвоению конкретно-предметного материала и построение схем ориентировочной основы деятельности системного типа [3]; б) организация учебной деятельности студентов [4]; в) проектирование деятельности преподавателя, направленной на организацию учебной деятельности студентов как учащихся.
На основе разработанной образовательной технологии методической подготовки преподавателя высшей медицинской школы нами проводится работа с преподавателями в Первом московском государственном медицинском университете имени И.М. Сеченова, которая позволяет констатировать следующие результаты. У преподавателя появляется мотивация к развитию своей методической подготовки, что способствует постоянному совершенствованию его профессиональной деятельности. Наблюдаются качественные изменения его профессиональной деятельности – формируются умения каждый раз в новой педагогической ситуации по-новому организовывать учебный материал, учебную деятельность студентов и свою педагогическую деятельность на занятии, решая конкретные методические задачи, исходя из реальных психолого-педагогических особенностей учебной деятельности конкретных учащихся. Преподаватель овладевает умением рефлексировать методическую составляющую своей профессиональной деятельности; не допускать, а предупреждать методические ошибки, понимать их психологическую природу и способы предупреждения. Самым главным приращением в деятельности педагога становится сформированное у него умение при решении разных методических задач строить схему ориентировочной основы деятельности системного типа и для себя, и для студентов. Как следствие, имеет место высокая результативность в учебной деятельности студентов и огромное моральное удовлетворение преподавателя процессом и результатами его профессиональной деятельности [4].