Образовательная технология методической подготовки преподавателя высшей медицинской школы

аспирант лечебного факультета, Первый МГМУ имени И.М. Сеченова
к.м.н., доцент стоматологического факультета, Первый МГМУ имени И.М. Сеченова
к.м.н., доцент факультета послевузовского профессионального образования врачей, Первый МГМУ имени И.М. Сеченова
к.пед.н., доцент факультета управления экономики и здравоохранения, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова
к.м.н., доцент стоматологического факультета, Первый МГМУ имени И.М. Сеченова
к.м.н., доцент фармакологического факультета, Первый МГМУ имени И.М. Сеченова

Введение в систему образования в медицинских вузах новых государственных образовательных стандартов, основанных на последних достижениях психолого-педагогической науки, привели к осознанию разрыва между уровнем подготовки преподавателя высшей медицинской школы и теми требованиями, которые практика предъявляет к нему на его рабочем месте в образовательном учреждении. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает методическая подготовка профессиональной деятельности преподавателя. Самостоятельное проектирование способов решения разных методических задач с учетом психологических закономерностей учебного процесса и индивидуальных и возрастно-психологических особенностей студентов представляет серьезную трудность для преподавателей.

Изучение психолого-педагогической, педагогической, дидактической и методической литературы по проблеме, большой опыт педагогической деятельности в вузах привели нас к выводу о недостаточной разработанности вопроса организации методической подготовки преподавателя медицинского вуза. Являясь интегративной, она должна включать в себя знания не только по конкретному предмету, не столько абстрактные знания из психологической и педагогической наук (что имеет место быть сегодня), сколько конкретные знания из педагогической психологии, которые по своему содержанию являются методологической основой методического компонента в структуре профессиональной деятельности преподавателя на конкретном занятии. Именно это делает методическую подготовку базовой в системе профессиональной подготовки педагога и создает другие возможности для качественного развития его педагогической деятельности [1].

Разрешение обозначенной проблемы на практике в системе повышения квалификации педагогических кадров нам представляется возможным на основе теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий и понятий, в соответствии с которой необходимо выделить и построить такую «систему условий» для преподавателя, «учет которых не только обеспечивает, но даже и “вынуждает” его действовать правильно и только правильно, в требуемой форме и с заданными показателями» [2].

Нами была предпринята попытка разработать образовательную технологию методической подготовки преподавателя, в содержание которой были включены три блока методических умений: а)  организация подлежащего усвоению конкретно-предметного материала и построение схем ориентировочной основы деятельности системного типа [3]; б)  организация учебной деятельности студентов [4]; в)  проектирование деятельности преподавателя, направленной на организацию учебной деятельности студентов как учащихся.

На основе разработанной образовательной технологии методической подготовки преподавателя высшей медицинской школы нами проводится работа с преподавателями в Первом московском государственном медицинском университете имени И.М. Сеченова, которая позволяет констатировать следующие результаты. У преподавателя появляется мотивация к развитию своей методической подготовки, что способствует постоянному совершенствованию его профессиональной деятельности. Наблюдаются качественные изменения его профессиональной деятельности – формируются умения каждый раз в новой педагогической ситуации по-новому организовывать учебный материал, учебную деятельность студентов и свою педагогическую деятельность на занятии, решая конкретные методические задачи, исходя из реальных психолого-педагогических особенностей учебной деятельности конкретных учащихся. Преподаватель овладевает умением рефлексировать методическую составляющую своей профессиональной деятельности; не допускать, а предупреждать методические ошибки, понимать их психологическую природу и способы предупреждения. Самым главным приращением в деятельности педагога становится сформированное у него умение при решении разных методических задач строить схему ориентировочной основы деятельности системного типа и для себя, и для студентов. Как следствие, имеет место высокая результативность в учебной деятельности студентов и огромное моральное удовлетворение преподавателя процессом и результатами его профессиональной деятельности [4].

Список литературы: 

1. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М., 1988. С. 83.
2. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966. С. 249.
3. Формирование системного мышления в обучении. М., 2002. С. 39.
4. Коломиец О.М., Фокина М.А., Егорова Е.С., Хаммани И.В., Афанасьев М.А. Повышение уровня подготовки студентов-медиков на основе идей системного и деятельностного подходов к обучению // Медицинское обозрение. 2011. С. 1123.

Код публикации: 

2407

Издание: 

Страница в издании: 

178