Дистанционное обучение – одно из главных специальных условий обучения и воспитания учеников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности, соблюдение максимально допустимого уровня. Система дистанционного обучения также позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса (обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, органам управления в сфере образования, общественности). Такой масштаб вовлечения слоев населения в информационную образовательную открытую среду способствует оперативному и качественному взаимодействию для достижения целого ряда задач, обозначенных в требованиях к результатам освоения образовательной программы обучающимися.
В собственной педагогической практике мы ставим перед собой следующие направления дистанционного взаимодействия с объектами образования:
- Дистанционное обучение «Экологии» для учащихся 6–11 классов.
- Дистанционный международный Интернет-проект для школьников Глобальная Школьная Лаборатория.
- Дистанционное повышение квалификации работников образования по курсу «Инновационные процессы в образовании».
Дистанционные курсы функционируют в виртуальных образовательных средах, которые базируются на платформе (программном продукте-оболочке) Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment – Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Обучение в E‑learning (сокращение от Electronic Learning – система электронного обучения) состоит из:
— самостоятельной работы с электронными материалами с использованием ПК, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора;
— получения консультаций, советов, оценок у удаленного (территориально) эксперта (преподавателя), возможности дистанционного взаимодействия;
— создания распределенного сообщества пользователей, ведущих общую виртуальную учебную деятельность;
— своевременной круглосуточной доставки электронных учебных материалов;
— формирования и повышения информационной культуры у тьюторов и тьюторантов;
— освоения и популяризации инновационных педагогических технологий, передача их преподавателям;
— возможности развивать учебные веб-ресурсы;
— возможности в любое время и любом месте получить современные знания, находящиеся в любой доступной точке мира.
Результат педагогической деятельности, а точнее, предметные, личностные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования учащимися, в дистанционном обучении достигается средствами информационного материала – контента. Контент – информационно значимое наполнение Интернета (дистанционного курса) текстами (файлы в формате: Adobe, Excel, Word, Power Point, exe, rar и т.д.), графикой, мультимедией (видео- и аудиоинформацией). Главными параметрами контента являются его объем, актуальность и релевантность.
Используя информационные пространства курсов «446. Экология 9 класс» и «446. Экология 6–8 класс» мы формируем такие универсальные учебные умения как работа с текстами в электронной рабочей тетради, написание эссе, выполнение тестов разного типа, представление информации в виде графиков, схем и таблиц, работа в Skype, создание презентаций, обмен мнением на форумах по темам урока и т.п. Для обучающихся в информационной среде представлен общий формат курса, который состоит из таких информационных ресурсов как: гиперссылок на сайты, информации в виде разных документов, заданий разной формы и уровней. Такие ресурсы привычны учащемуся и добавляют ему уверенности в своих силах, тем самым программируя его действия на успех (ситуация успеха). Педагог, в свою очередь, поощряет мотивацию к учению в виртуальной среде не только с помощью выставления отметок, но и дополнительного комментария к выполненному заданию, выдачей сертификата участника дистанционного обучения для создания портфолио (оценка достижений обучающегося).
Таким образом, качественная подготовка школьника к самостоятельной информационной познавательной деятельности, к самоопределению и самореализации себя в обществе возможна средствами дистанционного обучения, которое проявляется в интерактивном стиле обучения; огромном мотивационном потенциале; индивидуализации обучения; обеспечении наглядности, многовариантности представления информации; возможности самоконтроля; доступности информации.