Дистанционное обучение естественным наукам в школе в контексте выбора образовательной и профессиональной траектории школьника

к.пед.н., доцент кафедры экологического образования и устойчивого развития Московского института открытого образования, учитель географии и экологии, ГБОУ СОШ с углубленным изучением экологии № 446, Москва

Дистанционное обучение – одно из главных специальных условий обучения и воспитания учеников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности, соблюдение максимально допустимого уровня. Система дистанционного обучения также позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса (обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, органам управления в сфере образования, общественности). Такой масштаб вовлечения слоев населения в информационную образовательную открытую среду способствует оперативному и качественному взаимодействию для достижения целого ряда задач, обозначенных в требованиях к результатам освоения образовательной программы обучающимися.

В собственной педагогической практике мы ставим перед собой следующие направления дистанционного взаимодействия с объектами образования:

  1. Дистанционное обучение «Экологии» для учащихся 6–11 классов.
  2. Дистанционный международный Интернет-проект для школьников Глобальная Школьная Лаборатория.
  3. Дистанционное повышение квалификации работников образования по курсу «Инновационные процессы в образовании».

Дистанционные курсы функционируют в виртуальных образовательных средах, которые базируются на платформе (программном продукте-оболочке) Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment – Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Обучение в E‑learning (сокращение от Electronic Learning – система электронного обучения) состоит из:

—  самостоятельной работы с электронными материалами с использованием ПК, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора;

—  получения консультаций, советов, оценок у удаленного (территориально) эксперта (преподавателя), возможности дистанционного взаимодействия;

—  создания распределенного сообщества пользователей, ведущих общую виртуальную учебную деятельность;

—  своевременной круглосуточной доставки электронных учебных материалов;

—  формирования и повышения информационной культуры у тьюторов и тьюторантов;

—  освоения и популяризации инновационных педагогических технологий, передача их преподавателям;

—  возможности развивать учебные веб-ресурсы;

—  возможности в любое время и любом месте получить современные знания, находящиеся в любой доступной точке мира.

Результат педагогической деятельности, а точнее, предметные, личностные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования учащимися, в дистанционном обучении достигается средствами информационного материала – контента. Контент – информационно значимое наполнение Интернета (дистанционного курса) текстами (файлы в формате: Adobe, Excel, Word, Power Point, exe, rar и т.д.), графикой, мультимедией (видео- и аудиоинформацией). Главными параметрами контента являются его объем, актуальность и релевантность.

Используя информационные пространства курсов «446. Экология 9 класс» и «446. Экология 6–8 класс» мы формируем такие универсальные учебные умения как работа с текстами в электронной рабочей тетради, написание эссе, выполнение тестов разного типа, представление информации в виде графиков, схем и таблиц, работа в Skype, создание презентаций, обмен мнением на форумах по темам урока и т.п. Для обучающихся в информационной среде представлен общий формат курса, который состоит из таких информационных ресурсов как: гиперссылок на сайты, информации в виде разных документов, заданий разной формы и уровней. Такие ресурсы привычны учащемуся и добавляют ему уверенности в своих силах, тем самым программируя его действия на успех (ситуация успеха). Педагог, в свою очередь, поощряет мотивацию к учению в виртуальной среде не только с помощью выставления отметок, но и дополнительного комментария к выполненному заданию, выдачей сертификата участника дистанционного обучения для создания портфолио (оценка достижений обучающегося).

Таким образом, качественная подготовка школьника к самостоятельной информационной познавательной деятельности, к самоопределению и самореализации себя в обществе возможна средствами дистанционного обучения, которое проявляется в интерактивном стиле обучения; огромном мотивационном потенциале; индивидуализации обучения; обеспечении наглядности, многовариантности представления информации; возможности самоконтроля; доступности информации.

Список литературы: 

1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. М., 2005.
2. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М., 2009.
3. Тимофеева О.Ю. Значение дистанционного обучения в контексте ФГОС второго поколения // Прогрессивные технологии создания и использования цифровых образовательных ресурсов: <...> Красноярск, 2010.
4. Тимофеева О.Ю. Повышение качества образования учащихся и учителей через систему дистанционного обучения в контексте ФГОС второго поколения общего образования // «Стандарты нового поколения: <...> ». Саратов, 2011.

Код публикации: 

2408

Издание: 

Страница в издании: 

179