Важнейшей составной частью дидактической системы всех образовательных систем является подсистема диагностики уровня достижений обучающихся любого образовательного учреждения, в том числе и интегрированных колледжей.
Поясним сущность термина «интегрированный колледж». Это довузовское профессиональное образовательное учреждение, в котором реализуются образовательные программы начального (НПО), среднего (СПО) профессионального образования, профессиональной подготовки, повышения квалификации и т.д.
Инструментом диагностики уровня достижений обучающихся являются контрольно-измерительные материалы (КИМы) – совокупность заданий различного типа, выявляющие уровень достижения обучающихся в освоении ими знаний, умений, компетенций по конкретной учебной дисциплине, предмету или объекту профессиональной деятельности.
В состав КИМ включаются традиционные и тестовые задания, а также ситуационные или контекстные задачи. Наибольшей педагогической ценностью обладают задания, которые имеют ценовую характеристику в баллах, что позволяет контрольно-измерительным материалам придать количественную характеристику, сделать оценку деятельности более объективной.
Инновационным компонентом КИМ являются ситуационные задания – задачи, которые позволяют выявить умения аттестуемых проанализировать ситуацию, раскрыть и обосновать стратегию своего поведения в этой ситуации, выбрать оптимальный вариант ее разрешения (выхода из этой ситуации).
Ситуационные задачи выявляют способность и возможность обучающегося теоретически охарактеризовать, а в ряде случаев практически осуществить соответствующую деятельность.
С позиций компетентностного подхода, декларируемого третьим поколением Федеральных государственных стандартов профессионального образования, ситуационные задания должны быть облигатной частью любых КИМ, т.к. только с их помощью можно выявить уровень сформированности тех или иных компетенций – способностей, возможности и желания обучающегося выполнять данную деятельность.
Важнейшими факторами, позволяющими повысить педагогическую эффективность КИМ, являются:
- Наличие в заданиях их образующих «ценового» компонента, выраженного в баллах;
- Наличие методики обоснования «ценового» компонента, т.к. традиционные задания и контекстные задачи часто трудно количественно оценить.
Необходимо отметить, что задания, предлагаемые разработчиками ЕГЭ, хотя и имеют оценку в баллах, тем не менее, эта оценка далека от реальности и является формальной и зачастую не обоснованной и гуманистически негативной.
В проводимом исследовании, посвященном повышению педагогической эффективности КИМ, разработана методика формирования «ценового» компонента различных заданий, составляющих КИМы, в том числе и тестовых. Применение КИМ, разработанных на этой основе, позволило увеличить спектр подвергающихся проверке учебных элементов и повысить уровень когнитивности, энотивности и креативности обучающихся в колледжах.