Использование литературного материала в тренингах общения для подростков и старшеклассников

к.психол.н., доцент, психолог, Российская государственная детская библиотека

Подростковый возраст – период активного общения со сверстниками, когда подростки сензитивны к формированию у них умений и навыков интимно-личностного общения. Неслучайно именно в подростковом возрасте становятся актуальны групповые формы работы, в том числе и тренинги общения.

Под тренинговыми группами понимаются специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются  в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и самосовершенствовании. Как отмечают многие специалисты, в настоящее время используется много разнообразных тренингов с подростками, направленных на формирование личностных качеств, компетентности в общении и на личностный рост.

Как известно, многие педагоги, психологи и социальные работники отмечают, что у современных подростков выражена тенденция к снижению внимания к художественной литературе как одному из важнейших источников личностного развития. Как показали исследования мотивации чтения, проведенные психологом Российской государственной детской библиотеки Н.Г. Малаховой в 2005–2006 гг., только 10 % подростков имеют сформированную читательскую мотивацию. Часть из них читают для того, чтобы понять себя и других людей, видят в книге собеседника. Однако большинство используют книгу лишь как источник полезной информации. 11 % подростков указывают на мотивы эскапизма (стремление личности уйти в мир фантазий, иллюзий). Такие подростки читают для того, чтобы уйти от реальности, погрузиться в иной мир, вырваться из окружающей действительности. Данные о недостаточном интересе к чтению подростков приводят и другие исследователи детского и подросткового чтения. Согласно исследованию PISA-2000, для 42 % российских школьников чтение являлось одним из любимых занятий; 31 % 15-летних школьников трудно дочитать книгу до конца; 57 % учащихся читают только для того, чтобы получить нужную им информацию; 13 % подростков никогда не читают художественную литературу по собственному желанию. Как показывают исследования В.С. Собкина, подавляющее большинство подростков и старшеклассников не могут выделить в произведении авторский стиль, что свидетельствует о катастрофическом снижении уровня литературного развития современных молодых людей и подростков.

Таким образом, большинство современных подростков или вообще не обращаются к чтению художественной литературы, либо воспринимают чтение как скучное, неинтересное занятие, необходимое только для получения информации. Классическая русская и мировая литература остается вне поля их жизнедеятельности. В то же время, чтение классической литературы является незаменимым источником становления само-и-межличностного познания личности, ее самосознания. Читая художественные произведения, подростки учатся сопереживать, осознавать свои личностные свойства, принимать самобытность другого человека. В свете вышесказанного мы предположили, что, используя фрагменты художественной литературы в тренингах общения, можно сформировать у подростков заинтересованное отношение к чтению.

Наш многолетний опыт ведения таких тренингов показал, что литературный материал способствует формированию у подростков важных свойств, например, таких, как навыки самоанализа и самопрезентации, коммуникативная компетентность, познавательные стратегии оценки личностных свойств и поступков людей (по Н.А. Рождественской). Помимо этого, в ходе работы с литературным материалом у них формируется чувство литературного стиля, и они получают значительный стимул к развитию своего духовного потенциала и мировоззрения.

Код публикации: 

2410

Издание: 

Страница в издании: 

182