Деятельностная пропедевтика естествознания как психолого педагогический ресурс новых образовательных технологий в основной школе

к.психол.н., ведущий научный сотрудник лаборатории психологических основ новых образовательных технологий, Психологический институт РАО
к.х.н., доцент кафедры органической химии, учитель химии , МПГУ, лицей № 1553
к.психол.н., старший научный сотрудник, учитель физики ГБОУ лицей № 1553, учитель-экспериментатор, Психологический институт РАО, школа № 91 РАО, Москва

Основную школу (5–9 классы) традиционно рассматривают, как наиболее «тяжелую» для внедрения инноваций ступень. Взгляд на этот образовательный период, как малопродуктивный для решения сложных образовательных задач, часто подкрепляется снижением у детей интереса к учебе по выходе из начальной школы, расцветом отклоняющегося поведения и другими симптомами «потери» многих детей для качественного образования.

Возможным выходом из ситуации видится последовательная реорганизация образовательной практики на основе общепсихологического деятельностного подхода. Курс природоведения 5 класса [1, 2], разрабатываемый как пропедевтический для последующего (6–9 классы) изучения естественнонаучных дисциплин в образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, существенно отличается от традиционных выбором предметного содержания и способом продвижения в нем учащихся [3].

Так, задача познавательного продвижения в естествознании ставится в этом курсе как задача деятельного включения ребенка в проблематику исторического развития отношения человека к природе. Ученик знакомится с природными явлениями и процессами в контексте целенаправленной человеческой деятельности, так или иначе преобразующей природный материал. Содержание учебной деятельности самого учащегося здесь – опробование и освоение культурных средств и способов действия в развивающейся предметно-познавательной ситуации, связанной с освоением природы человеком.

Учебник и все разрабатываемое дидактико-методическое оснащение курса структурировано в соответствии с конкретными задачами осмысления учащимся этой культурной практики: от освоения простейших предметно-преобразующих действий и их орудий – к выявлению общепредметных взаимоотношений и связей, и от них – к началам научного эксперимента и овладению начальными понятиями биологии, физики, физической географии, химии.

Проблематизирующие учебные тексты не содержат готовых решений поставленных задач. Их содержание – провокационные и спорные формулировки, «ловушки» в заданиях и другие средства поддержки постановки учебно-познавательной задачи самими учащимися; назначение – рефлексивное позиционирование ученика в «пространстве» усваиваемых понятий и способов решения задач. Выстраиваемая на уроке коллективная познавательная деятельность обосновывает содержательную учебную дискуссию, в которой и уточняются гипотезы, подыскиваются аргументы и планируются «доказательные» опыты.

Раскручиваемую на уроке познавательную «интригу» невозможно разрешить, просто заглянув в текст учебника или рабочей тетради. Ответы на возникающие вопросы можно получить, лишь проделывая опыты, строя схемы и модели собственноручно, проверяя свои версии. Способы получения научных знаний осваиваются учениками в развернутой форме, содержательно приближенной к исторически ранним этапам их возникновения и развития.

Учебный предмет, представленный в пропедевтическом курсе, как закономерно развивающийся, дает учащемуся возможность проделать собственный путь «восхождения» к новому знанию. Ведущим образовательным результатом здесь становится формирование культурно-рефлексивной позиции ученика по отношению к предстоящему усвоению основ наук, его готовность к приобретению научных понятий в своем познавательно-практическом действии. Научные знания предстают перед ним как ответы на собственные вопросы, возникшие в ходе изучения пропедевтического курса.

Знакомство с культурной историей возникновения научных знаний, трансформируя обыденный опыт, поддерживает важное для подростков осмысление деятельности людей, как общественно необходимой и полезной. Линия деятельного освоения содержания понятий в образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова начинается в начальной школе – в том числе, и в курсе Окружающий мир [4]. Многим учащимся усвоение понятий в практической деятельности открывает значительный потенциал умственного развития. Именно естественнонаучные предметы могут послужить удержанию их в рамках познавательного, а не деструктивного поведения, – если линия, заданная в начальной школе, не прервется с переходом их в пятый класс.

Согласно новым учебным планам, к 2015 г. учебный предмет «Природоведение» может исчезнуть из основной школы. Мы убеждены, что одной из задач выполнения ФГОС является сохранение и использование его возможностей в том, чтобы естественные науки, закладывая основу развития не только учеников основной школы, но и их учителей, осваивающих деятельностные принципы и содержание обучения на практике, перестали выступать бесконечной чередой «ответов на незаданные вопросы».

Список литературы: 

1. Высоцкая Е.В., Воронцов А.Б., Львовский В.А., Чудинова Е.В. Природоведение. 5 класс. Учебник. М., 2012.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
3. Концепция развивающего обучения в основной школе. Учебные программы. М., 2009.
4. Учебная деятельность в разных возрастах. М., 2003.

Код публикации: 

2411

Издание: 

Страница в издании: 

184