Реализация деятельностного подхода в изучении химии

учитель химии, МБОУ Злынковской СОШ № 1, Злынка, Брянская область

Использование деятельностного подхода в изучении химии позволяет реализовать принципиально новую технологию обучения, обеспечивающую, с одной стороны, щадящий режим обучения, а с другой – высокий уровень усвоения знаний и умений, а также развития учащихся.

На двухгодичных курсах, организованных Учебным центром по переподготовке работников системы образования факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова слушателей знакомят с теорией поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин), психологическими особенностями учащихся разных возрастов, способами повышения мотивации к обучению, частными методиками преподавания, разработанными на основе деятельностного подхода к обучению. Слушатели изучают методики преподавания разных предметов в рамках системно-деятельностного подхода, в том числе на материале курса химии.

Объекты изучения химии – вещества и химические процессы – изучаются в этом курсе с позиции их системного анализа, что задает четкую логичную последовательность изучения материала и создает предпосылки для формирования системной ориентировки в нем.

Новый формат учебника (учебник-тетрадь) задает нетрадиционный способ изучения материала. Каждая тема разделена на два блока – первый из них содержит задания, выполняя которые ученик открывает новое для себя знание – формулирует определение, выводит формулу, выясняет закономерность и т.д., а второй – содержит набор упражнений для «отработки» нового знания, включая его в различные виды деятельности и формируя, таким образом, предметные и метапредметные умения. Остальные компоненты разработанного учебно-методического комплекса (сборники опорных таблиц, минисправочники, задачники и т.д.), выполняя различные функции, позволяют учителю организовать деятельность по систематизации и обобщению знаний, формированию умения работать со справочной литературой, созданию справочников-конспектов и т.д.

Использование данного курса в практике преподавания химии в Злынковской школе № 1 в течение 10 лет продемонстрировало не только более качественное усвоение учебного материала, но и значительный рост активности учащихся, их интереса к предмету и учебной деятельности вообще. Все ярче и ярче начинает проявляться индивидуальность каждого ребенка. По оценке школьного психолога, у учащихся снижается тревожность и неуверенность в себе. Значительно расширяется кругозор ребенка и явно растет его интерес к окружающему миру. Благодаря этой новой технологии обучения ребенку предоставляется уникальная возможность творчества, представления собственной позиции, раскрытия индивидуальности. Ученик чувствует себя творцом науки, соавтором учебника. Практически каждый урок проходит в активной серьезной работе, скучающих и безразличных лиц не бывает.

Одна из важнейших задач современной школы – научить ребенка учиться. Описываемая технология позволяет решить эту проблему успешно. Основной акцент переносится с деятельности учителя на деятельность ученика. Ученик сам «добывает» знания, учитель – его направляет. Особенно это имеет большое значение, если ребенок пропустил занятие или занятия (например, по причине болезни). Учащийся с помощью учебников-тетрадей, минисправочников и других пособий может самостоятельно освоить пропущенный материал.

Важным является и то, что значительно возрастает качество усвоения предметного химического материала. Ежегодно учащиеся 11 классов успешно сдают ЕГЭ по химии (средний балл от 65 до 86). Поступая в вузы, дети часто с собой берут эти учебники. После первых занятий, как правило, преподаватели спрашивают у детей: «Какой лицей Вы закончили?» – и удивляются когда узнают, что ребенок с таким высоким уровнем знаний закончил всего лишь обычную школу с 2 часами химии в неделю.

Мы считаем, что на сегодняшний день, технология обучения химии, основанная на системно-деятельностном подходе, является наиболее продуктивной как с точки зрения изучения предметного материала, так и с точки зрения развития учащегося (его мышления, мотивации, самооценки и т.д.), и именно ее следует рекомендовать преподавателям химии к использованию в обучении, поскольку она, помимо всего прочего, позволяет обеспечить такие результаты обучения, которые заложены в новых государственных образовательных стандартах.

Код публикации: 

2412

Издание: 

Страница в издании: 

185