Создание условий для овладения основами исследовательской деятельности в школе и ВУЗе

к.пед.н., доцент кафедры географии, Московский институт открытого образования

Основным видом учебной работы в школе и ВУЗе является познавательная деятельность, включающая элементы исследовательской деятельности, широта и глубина которой возрастает на каждой следующей ступени образования.

Согласно ФГОС ООО предполагается «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы» [1, с. 30].

Впервые в государственном документе обозначена необходимость овладения школьниками исследовательскими умениями, которая отражает потребность общества в специалистах, способных проводить самостоятельное исследование, основанное на научных принципах.

Результатов, прописанных в стандарте, невозможно достичь без грамотно построенной системной работы по развитию исследовательских умений учащихся. Речь идет о разработке и реализации общегосударственной программы (единой для школы и вуза) по овладению школьниками и студентами основами исследовательской деятельности.

Во избежание профанации этой деятельности необходима серьезная подготовительная работа, включающая следующие этапы.

1 этап.  Разработка концепции «Развитие учебной исследовательской деятельности в школе–вузе», в которой должны быть отражены:

—  смысл, значение, и принципы учебной исследовательской деятельности;

—  четкая взаимосвязанная система дефиниций, объединенная единым методологическим ядром;

—  иерархическая система педагогических целей по организации учебной исследовательской деятельности;

—  иерархическая система планируемых результатов для каждой возрастной группы и критерии оценивания этих результатов;

—  структура учебного содержания (структура учебного материала и структура учебной деятельности) по овладению логикой построения и проведения исследования; а также различные варианты программ для школ и вузов разного типа;

—  научно обоснованная и подтвержденная широкой практикой временная структура по овладению основами исследовательской деятельности с учетом психологических возможностей учащихся разных возрастов;

—  необходимые условия осуществления полномасштабной школьной и вузовской исследовательской деятельности.

Разработка нормативных документов по введению дисциплины «Основы исследовательской деятельности» во все образовательные программы основного, среднего (полного), среднего (профессионального) и высшего образования.

2 этап.  Обучение всех учителей основам исследовательской деятельности и особенностям ее организации (предполагается, что преподаватели, работающие в вузах, владеют этим видом деятельности).

3 этап.  Создание в школах и вузах необходимых условий для проведения учебной исследовательской деятельности:

—  организация доступных (и бесплатных) для каждого участника исследовательской деятельности информационного портала на федеральном уровне и методически-консультационного на региональном уровне;

—  обеспечение учебниками и другими элементами учебно-методического комплекса и специальной литературой всех участников исследовательской деятельности;

—  оснащение всех образовательных учреждений необходимой материально-технической базой для проведения исследовательской работы.

4 этап.  Налаживание мониторинга организации учебной исследовательской деятельности в образовательных учреждениях с целью сбора информации о проведении данного вида работы и ее коррекции.

ФГОС ООО обязывает формировать у учащихся культуру исследовательской и проектной деятельности. Чтобы эта работа не была дискредитирована, необходимо в каждом образовательном учреждении в течение нескольких лет провести широкомасштабную апробацию введения работы по организации учебной исследовательской деятельности.

Список литературы: 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [http://standart.edu.ru].

Код публикации: 

2413

Издание: 

Страница в издании: 

187