Основным видом учебной работы в школе и ВУЗе является познавательная деятельность, включающая элементы исследовательской деятельности, широта и глубина которой возрастает на каждой следующей ступени образования.
Согласно ФГОС ООО предполагается «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы» [1, с. 30].
Впервые в государственном документе обозначена необходимость овладения школьниками исследовательскими умениями, которая отражает потребность общества в специалистах, способных проводить самостоятельное исследование, основанное на научных принципах.
Результатов, прописанных в стандарте, невозможно достичь без грамотно построенной системной работы по развитию исследовательских умений учащихся. Речь идет о разработке и реализации общегосударственной программы (единой для школы и вуза) по овладению школьниками и студентами основами исследовательской деятельности.
Во избежание профанации этой деятельности необходима серьезная подготовительная работа, включающая следующие этапы.
1 этап. Разработка концепции «Развитие учебной исследовательской деятельности в школе–вузе», в которой должны быть отражены:
— смысл, значение, и принципы учебной исследовательской деятельности;
— четкая взаимосвязанная система дефиниций, объединенная единым методологическим ядром;
— иерархическая система педагогических целей по организации учебной исследовательской деятельности;
— иерархическая система планируемых результатов для каждой возрастной группы и критерии оценивания этих результатов;
— структура учебного содержания (структура учебного материала и структура учебной деятельности) по овладению логикой построения и проведения исследования; а также различные варианты программ для школ и вузов разного типа;
— научно обоснованная и подтвержденная широкой практикой временная структура по овладению основами исследовательской деятельности с учетом психологических возможностей учащихся разных возрастов;
— необходимые условия осуществления полномасштабной школьной и вузовской исследовательской деятельности.
Разработка нормативных документов по введению дисциплины «Основы исследовательской деятельности» во все образовательные программы основного, среднего (полного), среднего (профессионального) и высшего образования.
2 этап. Обучение всех учителей основам исследовательской деятельности и особенностям ее организации (предполагается, что преподаватели, работающие в вузах, владеют этим видом деятельности).
3 этап. Создание в школах и вузах необходимых условий для проведения учебной исследовательской деятельности:
— организация доступных (и бесплатных) для каждого участника исследовательской деятельности информационного портала на федеральном уровне и методически-консультационного на региональном уровне;
— обеспечение учебниками и другими элементами учебно-методического комплекса и специальной литературой всех участников исследовательской деятельности;
— оснащение всех образовательных учреждений необходимой материально-технической базой для проведения исследовательской работы.
4 этап. Налаживание мониторинга организации учебной исследовательской деятельности в образовательных учреждениях с целью сбора информации о проведении данного вида работы и ее коррекции.
ФГОС ООО обязывает формировать у учащихся культуру исследовательской и проектной деятельности. Чтобы эта работа не была дискредитирована, необходимо в каждом образовательном учреждении в течение нескольких лет провести широкомасштабную апробацию введения работы по организации учебной исследовательской деятельности.