Лекционно-семинарско-зачетная система на третьей ступени обучения

учитель географии и экономики, МОУ гимназия № 2, Чехов, Московская обл.

В современной школе общепринятой формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Однако, как показывает опыт работы учителей, в рамках традиционного урока очень трудно решить многие вопросы, связанные с развитием у учащихся творческих способностей, с формированием у них исследовательского подхода в процессе учения, методов учебно-познавательной деятельности.

Один из путей решения данной проблемы – активное использование в работе лекций, семинаров, зачетов, занятий творческого характера, учебных конференций, дискуссий и т.д. В связи с этим в последние годы стала формироваться лекционно-семинарская зачетная система обучения учащихся.

Для школы – это новый тип технологии, состоящий из форм учебной деятельности, характерных для вузов. Поскольку старшая школа ориентирована в большей мере на поступление в ВУЗ, старшеклассников следует заранее готовить к новой образовательной среде. Освоение технологии лекционно-семинарских зачетных занятий, как системы в школе – процесс сложный. Технология этих форм обучения представляет собой разнообразие алгоритмов творческой деятельности на каждом этапе обучения. Такие занятия пробуждают и развивают творческие начала в каждом ученике. При этой системе обучения учащиеся самостоятельно устанавливают различные межпредметные связи, у них формируется высокий уровень общих умений и навыков, способность к общению, индукции, дедукции.

При этом, учителю следует освоить следующие частные технологии:

—  подготовка к лекции, семинару, зачету, дискуссии, консультации, коллоквиуму;

—  организация учебной деятельности;

—  управление учебной деятельностью учащихся;

—  самоанализ результатов обучения и т.п.

Школьная лекция целесообразна при прохождении нового материала, мало или совсем не связанного с предыдущим; при обобщении различных разделов пройденного материала; в конце изучения темы; при выводе сложных закономерностей; при изучении материала проблемного характера.

После школьной лекции учителем планируется семинар, как форма творческого поиска знаний, их осмысления и закрепления. Вопросы к семинару учитель предлагает в конце лекции, назначает его сроки (от 3 до 10 дней), дает дополнительную литературу. По необходимости, определяются докладчики и содокладчики. Школьный семинар – это коллективное обсуждение учащимися сообщений, докладов, рефератов по определенной проблематике, выполненных ими самостоятельно или под руководством учителя. Семинары – не способ проверки и оценки учебных достижений учащихся, а специфическая форма организации учебно-познавательной деятельности, предполагающая творческое изучение программного материала. Недопустимо превращение семинаров в механическое заслушивание подготовленных докладов, так как создается фрагментарность восприятия информации, культивируется пассивность аудитории. Целесообразно, наряду с семинаром, включать в данную технологию практические занятия. Условия проведения семинаров: достаточно высокий уровень подготовки обучающихся, наличие доступных каждому обучающемуся источников информации по проблеме (справочники, учебные пособия, хрестоматии, отдельные произведения), наличие времени для подготовки семинара. Отличие семинаров от уроков:

—  большая степень самостоятельности при подготовке к семинару, высокая активность при обсуждении результатов подготовки, владением навыками работы с литературой;

—  изменение организации этапов обучения, например, домашнее задание носит опережающий характер, а его проверка совпадает с изучением нового материала;

—  изменение функций, выполняемых учителем и учащимися: учащиеся выполняют информационную функцию, а учитель – регулятивную и организаторскую.

Коллоквиум, в отличие от вузов, где на его проведение отводится не менее  2–3 часов, ограничивается 40–45 минутами, проводится в плотном темпе, используя быструю смену видов деятельности учащихся. Коллоквиумы успешно применяются в 9–11 классах.

В консультациях нуждаются как отдельные ученики, так и целые классы. Эти уроки способствуют развитию самооценки учащихся, анализу, глубине, прочности усвоения знаний.

При проведении зачетов учитываются результаты текущего контроля, зачет в школе проводится по крупным темам с целью закрепления и обобщения полученных знаний.

Код публикации: 

2415

Издание: 

Страница в издании: 

190