Педагогические технологии при обучении математике детей, имеющих проблемы со здоровьем

учитель математики, ГБОУ СОШ №1181

В этом году исполняется 25 лет необычной школе – ГБОУ СОШ № 1181 ЮЗАО г. Москвы. Школа расположена на территории Российской детской клинической больницы и работает в направлении, которое можно назвать «госпитальной педагогикой».

Все поступающие в школу ученики имеют серьезные проблемы со здоровьем. Поэтому возникает необходимость в пересмотре содержания урока:

—  учебный материал делится на основной и вспомогательный;

—  требования к знаниям, умениям и навыкам дифференцируются по основному и вспомогательному материалу;

—  весь учебный процесс переориентирован на конечные результаты обучения;

—  цели обучения соотносятся с конкретными целями каждого ребенка.

Урок проходит в классной комнате или у постели ребенка (если у него постельный режим). Каждый день состав группы может меняться. В таких условиях эффективна групповая с индивидуализацией форма проведения урока, когда ребята работают в группе, но каждый достигает своих целей, работая по своей теме.

Урок в такой школе – часть лечебного процесса. Как и любая другая процедура, он должен способствовать выздоровлению ребенка. Вот почему на каждом уроке необходимо создать ситуацию успеха. Успех в учении – источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться, желания жить.

Чтобы урок не навредил здоровью учащегося, важно соотносить продолжительность занятия с состоянием ребенка. Количество видов учебной деятельности не должно превышать четырех видов за занятие. Средняя продолжительность каждого вида деятельности около 7 минут. Целесообразно менять не менее трех видов преподавания, использовать методы, способствующие самовыражению ученика.

В условиях госпиталя не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приемы и методы работы с познавательным стилем обучения каждого конкретного ребенка.

Находясь в медицинском стационаре, многие дети на время лишаются помощи родителей, поддержки школьных друзей. В этой ситуации иногда эффективно работает технология создания учебной пары, сотрудничества. Обычно учебная пара, сложившаяся на уроке, продолжает существовать и вне занятий.

Ликвидировать пробелы в знаниях или углубить их позволяет применение модулей. Модуль в этой ситуации выступает как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

Эффективно использовать игровую форму занятий, сказкотерапию. Сказка на уроке – элемент игры. Ученики вместе с учителем придумывают сказки к большинству тем (занятия проводились с учениками 5–6 классов) и используют их на уроках при овладении новыми знаниями.

Код публикации: 

2416

Издание: 

Страница в издании: 

192