Резолюция Всероссийского Съезда учителей математики

к. соц. н., начальник отдела, МГУ имени М.В.Ломоносова
профессор механико-математического факультета, МГУ имени М.В. Ломоносова

Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова

28–30 октября 2010 г.

Всероссийский Съезд учителей математики созван по инициативе Ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова вице-президента РАН  академика В.А. Садовничего и  призван возродить традиции  Первого  и  Второго  Всероссийских Съездов  преподавателей математики (1911–1912 гг. и 1912–1913 гг.) и Первой Всероссийской Конференции «Математика  и общество.  Математическое  образование на рубеже веков» (2000 г.).

На Съезд прибыли 1218 участников из 75 субъектов Российской Феде- рации и из других государств: Белоруссии, Украины, Азербайджана, Армении, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Монголии, Финляндии, Швейцарии, Сирии, Израиля, США. В работе Съезда приняли участие учителя школ, преподаватели вузов и ученые-математики, специалисты по педагогике и методике преподавания математики, руководители образовательных учреждений и представители органов управления образованием.

В адрес Съезда поступили 365 тезисов докладов, на заседаниях 5 секций.

Съезда заслушано в общей сложности 189 докладов и сообщений, работали 10 круглых столов. В дискуссиях высказаны различные мнения по актуальным вопросам математического образования в России.

Ректор Московского университета академик В.А. Садовничий выступил на  Съезде  с  пленарным  докладом  «О  математике  и  ее  преподавании в школе», в котором он осветил историю развития математики, проанализировал тенденции развития зарубежных систем образования в сравнении с российской школой, обрисовал современные горизонты математической науки и ее приложений. Для обсуждения на Съезде докладчиком был предложен целый ряд актуальных проблем современного математического образования, включая падение интереса учащихся к математике, их ориентацию исключительно на сдачу ЕГЭ, идею всеобщей профилизации школы и переход на новые образовательные стандарты. Кроме того, в докладе была дана информация о программе «МГУ – школе», о деятельности Всероссийского совета олимпиад школьников и комиссии РАН по экспертизе школьных учебников.

Все участники Съезда объединены идеей консолидации учительского и преподавательского математического сообщества на благо возрождения и развития математического образования и математической науки в России XXI века.

1.  Съезд подчеркивает, что математическое образование  есть:

•   важнейший и необходимый  компонент  развития личности, представляющий собой не только способ общения и взаимодействия с окружающими, но и основу подготовки к будущей профессии, интеллектуального и творческого развития, понимания законов мироздания;

•   стратегический ресурс   инновационного  развития  России,  что многократно доказано отечественным и всемирным историческим опытом;

•  благо, на которое имеет право каждый человек и которое Российское государство должно гарантировать каждому своему гражданину.

2.  Съезд обеспокоен существенным снижением  уровня  математической подготовки выпускников средней школы, что ставит под удар способность  России  к  воспроизводству  высококвалифицированных кадров,  ее технологическую и информационную модернизацию, наукоемкое и инновационное экономическое развитие.

3. Съезд подчеркивает, что прямое влияние на снижение качества математического образования оказывают:

•   сокращение числа часов, отводимых на изучение математики, особенно в начальной школе;

•  совмещение  в ЕГЭ итоговой аттестации и вступительного испытания;

• непосредственное использование результатов ЕГЭ при оценке работы учителя, а также недостатки при введении новой системы оплаты  его труда.

4.   Съезд считает важным:

•   повысить государственный статус учителя, включая улучшение условий его труда и повышение заработной платы, модернизацию системы оценки его труда и значительное упрощение системы отчетности, формирование отношения к  профессии учителя как к государственной миссии;

•  рассматривать математическое образование  в средней школе как важнейшую общественную и государственную функцию, которую осуществляет и  отдельно  взятый  учитель,  и  все  педагогическое сообщество в целом, а ответственность за исполнение которой несут государственные органы образования;

• поддерживать и укреплять систему высшего  педагогического образования, повышая качество подготовки в педагогических вузах, усиливая в них изучение школьного курса математики и соответствующую методическую подготовку.

5. Съезд считает целесообразным создание постоянно действующей Ассоциации  Преподавателей  Математики,  задачами которой должны стать:

•   консолидация учителей и преподавателей математики, создание условий для их профессионального общения и обмена опытом;

• активное участие в разработке и обсуждении стратегических проблем математического образования;

•   общественный мониторинг состояния математического образования в целом по стране и на местах.

С этой целью Съезд поручает Организационному комитету сформировать инициативную группу  будущей Ассоциации Преподавателей Математики.

6.  Съезд считает недопустимым сокращение числа  часов,  отводимых на изучение математики в школе, – это число, напротив, должно быть увеличено с учетом отечественных традиций и мировых тенденций математического образования.

7.  В связи с введением ЕГЭ по математике Съезд:

•  выражает озабоченность тем, что перечень реально изучаемых в школах вопросов программы по математике фактически сужается только до вопросов, фигурирующих в заданиях ЕГЭ;

•  предлагает отделить  в ЕГЭ итоговую аттестацию от вступительных испытаний;

•  просит Министерство образования и науки Российской Федерации принять решение об официальной публикации вариантов  ЕГЭ прошлых лет;

•  считает целесообразным применять дифференцированный  под- ход при проведении ЕГЭ по математике для различных групп выпускников;

•  считает  нужным  создание  специальных  условий  (в  том  числе с использованием компьютера) для выполнения заданий ЕГЭ лицами с ограниченными возможностями.

8.  Съезд считает необходимым, чтобы при подготовке и утверждении новых образовательных Стандартов:

•  была исключена неоправданная поспешность;

•  были обеспечены широкая профессиональная экспертиза, общественное обсуждение всех вводимых стандартов и их апробация;

•  был четко обозначен и конкретизирован в виде задач минимальный  объем необходимых знаний и умений учащихся, учитывающий их реальные возможности.

Съезд отмечает, что введенный в действие образовательный Стандарт начального образования нуждается в существенной доработке.

9.  Съезд предлагает:

•  провести профессиональное обсуждение содержания   школьного математического образования на общенациональном уровне с участием Ассоциации Преподавателей Математики;

•  сохранить изучение алгебры,  геометрии  и информатики как от- дельных предметов с отдельными оценками в аттестате,

•  сохранить обязательный  экзамен   по  математике в  9-м  и  11-м классах, а также восстановить устный экзамен по геометрии;

•  законодательно закрепить сохранение возможности углубленного изучения  математики в 8–11-х классах, включая его повышенное финансирование.

10. Съезд считает необходимым:

•  развитие  сложившейся  системы  работы  с  одаренными  детьми в области математики – движения энтузиастов: ученых, преподавателей вузов, учителей школ, руководителей кружков;

•  сохранение духа математических олимпиад  как праздников творчества и науки;

•  создание системы государственной поддержки  работы с одаренными детьми на федеральном уровне;

•  обеспечение внимательного подхода к  детям с  ограниченными возможностями здоровья.

11.  При  введении  новых   учебников   по  математике  Съезд  считает необходимым:

•  проведение их компетентной общественной экспертизы;

•  проведение продолжительной и массовой их апробации,  предшествующей замене на них грифа «допущен» грифом «рекомендован».

Съезд отмечает большую работу по качественной экспертизе учебников математики, проделанную комиссией Российской академии наук.

12.  Съезд:

•  подтверждает востребованность инициативы МГУ имени М.В. Ломоносова по проведению Всероссийских съездов учителей-предметников на регулярной основе;

•  постановляет созвать следующий  Всероссийский Съезд учителей математики через  3–5 лет  и поручает Организационному и Программному комитетам настоящего Съезда провести для этого необходимую подготовительную работу;

•  обращается  к  МГУ  имени  М.В. Ломоносова  с  предложением стать одним из координаторов всестороннего обсуждения хода модернизации   школьного   образования   в   рамках   программы «МГУ – школе».

13.  Съезд призывает всех математиков России принять активное участие в открытом обсуждении «Закона  об образовании» и выразить свою профессиональную и гражданскую позицию.

14.  Съезд обращается с предложением к Московской Городской Думе рассмотреть вопрос об увековечении в Москве памяти автора первого учебника математики России Л.Ф. Магницкого.

15.  Съезд приглашает педагогические и методические издания, а также все средства массовой информации к сотрудничеству в распространении идей и документов Съезда в учительской среде, а также к обсуждению предложений по реальному позитивному реформированию отечественного математического образования.

16.  Съезд поручает Организационному комитету Съезда опубликовать настоящую Резолюцию в сети Интернет и профильных изданиях, а также подготовить и издать все материалы Съезда в электронном и печатном виде.

17.  Съезд поручает Организационному комитету Съезда направить настоящую Резолюцию во все образовательные учреждения России, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, в Государст- венную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в Министерство образования и науки Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Администрацию Президента Российской Федерации.

 Председатель Программного комитета Съезда профессор И.Н. Сергеев

 

Секретарь Съезда И.Ю. Самоненко

Код публикации: 

2972

Издание: 

Страница в издании: 

749