В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Назрела необходимость создания принципиально нового документа, в котором были бы сформулированы система базовых общенациональных российских ценностей, требования к результату организации и условиям воспитания российских школьников, структура и содержание программ воспитания и социализации гражданина России.
Таким документом стала Концепция духовно – нравственного развития и воспитания.
Концепция является частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В Концепции под духовно-нравственным развитием гражданина России понимается процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок[1,c.34].
Современное российское образование должно быть нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. А ведь духовность, нравственность есть базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.
Обратимся к определению понятия духовности, данному в Толковом словаре С.И. Ожегова: «Духовность это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными»[2,123c].
Таким образом, духовность может быть определена как ощущение и осознание человеком своего единства, своей неразрывной связи со всем окружающим миром.
Духовность включает в себя разум, культуру мышления, уровень и качество знаний, эмоциональное и нравственное развитие. На этом духовность не исчерпывается, так как данное определение подчеркивает в духовном приоритет просветительского, то, что можно достичь образованием[3,58с].
В этом аспекте изучением феномена духовности занимались такие педагоги и психологи, как В.С. Соловьев, И.А. Ильин, Ш.А. Амонашвили, В.И. Додонов, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, Л.А. Степашко, П.В. Симонов, В.Н. Шердаков, В.П. Зинченко и др.
По мнению ученых, духовность включает в себя три начала: познавательное, нравственное и эстетическое.
Условия успешности процесса воспитания духовности включает в себя
- Культуросообразное целеполагание
- Личностно-ориентированное образование
- Гуманитарно-творческое воспитание
- Субъективно-ориентированную диагностику
Таким образом, предполагается формирование духовно-нравственных ценностей, таких как гражданственность, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, экологические знания, нравственность, гражданская идентичность, семейные ценности, ответственность за общее благополучие.
На основе этих составляющих духовности выстраивается наша система обучения и воспитания, которая учитывает новые образовательные запросы общества, семьи и государства, и соответствует новой цели образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Данная программа воспитания и обучения реализуется на основе взаимодействия учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, родителей, а также при участии общественных организаций: ДК «Цементник», Воскресенский молодежный центр, районная библиотека, ЦВР, музыкальная школа, организация «Боевое братство».
Исходя из методической темы школы, выстраивается название личной методической темы: «Развитие личности ребенка на основе духовно-нравственных ценностей посредством школьных предметов географии и духовного краеведения Подмосковья».
Цель: формирование духовных ценностей личности посредством предметов географии и ДКП.
Задачи: 1) включение учащихся в активный познавательный процесс
2) включение учащихся в общественно-значимую деятельность
3) формирование гражданственности на основе краеведческого материала
Объект: личность учащегося.
Предмет: формирование духовно-нравственных ценностей личности.
Актуальность: гуманизация образования выделяет проблему воспитания духовности как приоритетную. Духовно-нравственное развитие является важнейшим аспектом социализации личности. Современным школьникам для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса необходимо усвоить духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством.
Особую роль в развитии духовно-нравственных ценностей играют учебные предметы школьного образования. Одним из самых оптимальных вариантов интеграции обучения и воспитания является изучение предметов географии и ДКП.
Элементами этой системы являются следующие направления деятельности:
- краеведческое, которое реализуется через предметную деятельность. Изучение географии опирается на широкое использование краеведческого материала. Перед педагогом стоит задача создать образ родного края. В программу изучения курса географии 6, 8 и 9 классов включен региональный компонент. Это отражено в программах и календарно-тематическом планировании. Интересно проходят интегрированные уроки по географии и духовному краеведению Подмосковья. Большим интересом у учеников пользуются нетрадиционные формы обучения, такие как музейные уроки, уроки-экскурсии, уроки-путешествия, библиотечные уроки, КВН-ы, научно-практические конференции. С удовольствием ребята принимают участие в деловых играх и проектной деятельности. Самыми удачными проектами оказались «Народные промыслы Подмосковья» и проект «Мы путешествуем по свету».
Краеведческое направление также реализуется и через внеурочную деятельность. На базе нашей школы действует кружок от Центра внешкольной работы, который называется «Юный краевед» для учащихся 6-8 классов. Воспитанники кружка с интересом изучают историю родного города. Согласно новому Федеральному Образовательному Стандарту в нашем образовательном учреждении проводятся занятия по внеурочной деятельности. Ученики 1,2,3 классов занимаются по программе «Азбука краеведения» и «Азбука духовности». В школе уже стали традиционными предметные Недели географии, они всегда бывают интегрированными: география - духовное краеведение Подмосковья, география – МХК, география – биология.
-гражданско-патриотическое направление,
которое реализуется в рамках школьного проекта «Живая память», цель - воспитание в каждом ученике гражданина и патриота на основе краеведческого материала истории родного города. Этапами проекта являются:
- Сбор материала о земляке-участнике Афганского конфликта - Ю. Шумилине, имя которого носит наша школа.
- День памяти воина-интернационалиста Юрия Шумилина.
- Уход за памятником, находящимся на территории школы.
- Уход за мемориальной доской памяти.
Всегда интересно проходят интегрированные уроки география-история-МХК-литература. В рамках муниципального фестиваля детского и юношеского творчества «Родная Земля» наши ученики приняли участие в конкурсе презентаций «Посети мою малую Родину». Воспитанники краеведческого кружка заняли призовые места в конкурсе «Жизнь малой Родины через фотообъектив», который проводился ЦВР. Наши ребята принимают участие в митингах памяти, акциях «Салют, Победа» и «Георгиевская ленточка».
-экологическое направление,
которое реализуется посредством элективных курсов для старшеклассников «Экология Воскресенска», традиционными в школе стали экологические уроки, результатом которых являются экологические акции «Мы за экологию», «Земля наш дом».. В рамках интегрированной недели географии – МХК проходил конкурс «Вторая жизнь пластика», выставка газет и плакатов «Спасем планету».
-взаимодействие с социумом:
данная система образования и воспитания одобрена родительской общественностью. В школе проходят совместные мероприятия родителей и детей: тематические праздники «Масленица», «Рождественские встречи». Педагоги проводят открытые уроки для родителей. Традиционными стали совместные субботники по благоустройству школы и пришкольной территории. Для родителей организован лекторий, с беседами на гражданско-патриотические темы.
Школа активно сотрудничает с общественными организациями:
ДК «Цементник», Воскресенский молодежный центр, районная библиотека, ЦВР, музыкальная школа, организация «Боевое братство», музей.
На основании нашего опыта в школе создана программа духовно-нравственного воспитания школьников. Результаты внедрения данной системы отражены на сайте школы, на персональном сайте учителя.