Тестовый контроль при обучении чтению на иностранном языке

учитель иностранного языка, МБОУ СОШ №11, Набережные Челны, Республика Татарстан

В век научно-технической революции, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнить свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации. При этом особая роль отводится чтению – важнейшему источнику обогащения личности все новой и многообразной информацией.[2]

При этом, усиливается внимание к чтению на иностранном языке, как виду речевой деятельности, целью которой является понимание. Именно наступление акта понимания придает чтению завершенный характер. В процессе обучения чтению на иностранном языке на различных этапах становления этого вида речевой деятельности контроль со стороны учителя помогает сформировать способность к самоконтролю. Контроль является таким же элементом учебного чтения как самоконтроль естественного чтения, он дает возможность выявить понимание, объективизировать его, вынося во внешний план. Отсюда вытекает значение контроля, его содержания и организационных форм для обучения чтению.[1]

Эта проблема особо остро стоит в отношении массовой общеобразовательной школы. Как показывают многочисленные проверки, учащиеся старшеклассники читают все еще по заниженным нормам и с недостаточной глубиной понимания. Для того чтобы привести каждого учащегося массовой школы к умению читать на иностранном языке в соответствии с требованиями программы, необходимо рационализировать и различные способы контроля понимания, разработать и внедрить наиболее экономичные и эффективные из них.  [5]

Представляется, что тестовые методики больше всего отвечают условиям общеобразовательных школ. Свойства тестов – органически входить в контролируемую деятельность – уже зарекомендовавшими себя и в вузе, и в школе; и в нашей стране, и за рубежом.[3]

За последнее время появилось много работ, в которых тесты применяются к чтению. В исследовании И.А. Раппопорта, адресованном средней школе, тесты применяются для учета успеваемости школьников в целом; это исследование охватывает также тестирование чтения, в основном, техники чтения. Таким образом, проблема понимания при чтении на основе тестовой методики в средней школе специально не была исследована.

 Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий.

Результаты проверки тестов анализируются учителем и служат для него, с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, а с другой — самооценкой работы самого учителя, что позволяет ему внести необходимые коррективы в процесс обучения и тем самым предупредить повторение ошибок школьников.

Тем учащимся, которые не справились с контрольным заданием, после анализа и исправления ошибок дается возможность получить более высокую оценку, выполнив другой вариант тестового задания. Исключение неудовлетворительной оценки, как показал опыт, оказалось для учеников дополнительным мотивом в овладении иностранным языком, реализацией в педагогической практике наказа Януша Корчака, обращенного к учителю: «Уважайте детское незнание».

Необходимо отметить, что разные исследователи, работающие в области социологии, психологии, дидактики, частных методик не всегда вкладывают в термин тест идентичное содержание, так как пока еще нет определения, приемлемого для всех.  Часто, независимо от назначения тестов, большинство преподавателей используют их в качестве контрольных, на основании которых они выставляют отметки (как текущие, так и итоговые), но, очевидно, что не любой применяемый для этого тест валиден именно для такой интерпретации его итогов. Попутно зададим вопрос: "Нужен ли тест вообще только для того, чтобы выставить отметку учащемуся?"

Опытный преподаватель, работающий с учеником, без всякого теста может оценить его достижения. Для выставления отметки тест необходим лишь тогда, когда нужна объективная, стандартизованная оценка (сертификация достижений учащегося).[6]

В заключении  хочется отметить, что именно тестовые методы обучения предоставляют возможность быстрее и с большей эффективностью и продуктивностью изучить иностранный язык, вместе с тем приходится признать, что проблемы контроля речевых умений разработаны недостаточно: не рассмотрен ряд теоретических вопросов, слабо раскрыта специфика проверки. Поэтому исследование вопросов контроля по иностранным языкам на сегодняшний день особенно актуально.Но бесспорным фактом является то , что использовании тестовой методики при обучении чтению повышается эффективность понимания содержания прочитанного.

Список литературы: 

1. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Учебник. / Под ред. Н.И. Гез, М.В. Ляховицкого, А.А. Миролюбова и др. – М.: Высшая школа, 1983. – 373 с.
2. Мильман Р.Г. Контроль уровня сформированности у обучаемых коммуникативных навыков // Иностр. яз. в школе, 1998. - № 5. – С. 61-65.
3. Опыт тестового контроля по иностранным языкам в школе: Сборник научных трудов. – М.: НИИ школ МП РСФСР, 1977.
4. Проблемы педагогических измерений: Сборник научных трудов. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1984. – 124 с.
5. Рапопорт И.А. Прагматические тесты: сущность, специфика, перспективы // Иностр. яз. в школе, 1985. - № 2. – С. 70-74.
6. Симкин В.Н. Осторожно: тест // Иностр. яз. в школе, 1996. - № 5. – С. 10-14.

Код публикации: 

3012