Создание учебных заданий по биологии

учитель биологии и химии, АНО ЦО «Знак»

Федеральный закон « Об образовании в РФ»  расширяет представление о   понятии «образование» как едином целенаправленном процессе воспитания и обучения.  Согласно закону, человек приобретает совокупность знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.              Традиционные представления  об образовании как о деятельности, результатом которой является усвоение опыта,  добытого предшественниками в форме знаний, трансформируются.  Сегодня ученики должны приобретать опыт практической, творческой деятельности, опыт формирования ценностных отношений. Одним из путей решения возникшей проблемы  может стать разработка системы учебных задач нового типа. Переход к обучению в соответствии  требованиями, предъявляемыми ФГОС, приводит к  необходимости тщательного отбора учителем  биологии рабочего материала с учетом его метапредметной направленности и познавательного интереса учащихся для  последующего использования при формировании метапредметных умений учащихся.

Ниже в данной статье приводится биологическое по своему содержанию учебное задание, направленное на формирование смыслового чтения.

Инструкция. Прочитайте текст и ответьте в группе  на вопросы после каждого небольшого отрывка.  После окончания работы над текстом составьте вместе на отдельном листе  краткое сообщение о данных организмах, перечислив все полученные  Вами сведения.

«Левенгук сообщил  Королевскому  обществу, что обнаружил целые скопища невидимых существ у себя во рту».

1. Вопрос: Как Вы думаете, что же он обнаружил?

 К какому царству относятся эти «существа»?

 

«Он соскреб со своих зубов кусочек какого-то белого вещества, размешал его в чистой воде и настроил резкость микроскопа».

2. Вопрос: Какой  метод  использовал Левенгук в данном случае? Какой микроскоп использовал: световой или электронный? Как Вы думаете, что он увидел?

 

«Здесь были крошечные создания, извивающиеся «наподобие рыбы, именуемой щукой». Была также вторая разновидность, передвигавшиеся вяло и похожие на крошечные палочки. Все они двигались, все были живые, в этом не могло быть никакого сомнения. Там ещё были крошечные согнутые спруты и гибкие змейки, передвигавшиеся туда-сюда с такой величавостью, как движется в процессии карета епископа, и спиральки, бешено вертевшиеся в воде, наподобие пробочников».

3. Вопрос: Предположите, на какие группы можно разделить этих существ? Что Вы положили в основу такого деления?

 

 «С каким наслаждением он снова любовался крохотными зверюшками. Огорчало лишь то, что он не мог различить ни голов, ни хвостов ни у одного из своих крохотных животных. Раз они движутся, значит у них должны быть головы и хвосты! У них должны быть печень, должны быть мозг и  кровеносные сосуды!»

4. Задание.  После прочтения отрывка рассмотрите предложенные ниже изображения и ответьте на вопрос: в чём ошибался Левенгук? Найдите ошибки в каждом из приведенных выше предложений данного отрывка.

 

 «Итак, Левенгук открыл микробов. Через несколько лет после открытия микробов в своем рту, проведя утром лечебную процедуру потения с помощью обжигающего кофе (так он поступал, чтобы, по его мнению, разжижить свою кровь после плотного ужина), он вздумал ещё раз посмотреть на белое вещество из промежутков между зубами…»

5. Вопрос: Что  он увидел? Какие выводы последовали?

 

«Каково же было его удивление, когда он не нашел на одного живого крохотного существа, потому что в микроскопе явно были видны мириады мертвых микробов, и лишь некоторые из них еле-еле двигались, как тяжело больные. Вас , наверное, удивит тот факт, что Левенгук ни в одном из своих бесчисленных экспериментов не заподозрил возможной вредности для человека этих крохотных таинственных существ».

 

 6. Вопрос: Обладая знаниями современного человека, определите, какое действие оказывают на зубы  данные организмы? Сравните два изображения зуба. 

 

Пройдите по ссылке  http://interesnie-fakti.net/bakterii-vo-rtu-cheloveka/ и ответьте на вопросы:

Все ли бактерии во рту человека вредны?

Какова их скорость размножения?

К каким заболеваниям человека приводит неправильная гигиена зубов ?

 

 Знаете ли Вы?

Микробиологи считают, что на Земле всего 5*10 в тридцатой степени (5 нониллионов) бактерий.

Бактерия и бацилла – это одно и то же. Первое слово - греческого происхождения, а второе – латинского.

Внешний вид бактерий настолько удачен, что не менялся в течение миллиарда лет. Эволюция бактерий была исключительно внутренней. Этот феномен называется "синдромом Фольксвагена": внешний вид знаменитого "Фольксвагена-жука" был таким удачным, что его сохраняли почти сорок лет.

Общий вес бактерий, живущих в организме человека, составляет 2 килограмма.

Во рту человека около 40 000 бактерий. Во время поцелуя от одного человека другому передается 278 различных культур бактерий. К счастью, 95 процентов из них не представляют опасности.
Самая большая бактерия – это открытая в 1999 году Thiomargarita namibiensis ("серная жемчужина Намибии"). Она может достигать 0,75 мм в поперечнике. Это больше, чем стандартная точка (1/12 дюйма), равная 0,351 мм.

На минных полях Мозамбика живет бактерия, которая питается тринитротолуолом. Открытие может решить проблему разминирования.

Дворянские дети, которых приписывали к полкам, уходили в армию с серебряной посудой, что заключало в себе отнюдь не блажь богачей, а вполне прикладное значение: серебро уничтожало бактерии, что спасало юношей от различных массовых инфекционных заболеваний, например, холеры.

 

 

Домашнее задание:  1.  изучить параграф учебника- знать основную характеристику бактерий

2. составить сравнительную таблицу основных бактериальных инфекционных заболеваний ( вспомнить, какие эпидемии, вызванные бактериями, описывались в истории человечества). Количество элементов сравнения  в таблице определите самостоятельно.

3. Творческие задания:

- может ли человек заразиться , если у него  в наличии 1-2 патогенные бактерии?

-на чем основано действие прививок?

-если бактерия, которая вызывает заболевание желудочно-кишечного тракта попадает на кожу рук, произойдет или нет заражение человека? Почему?

- почему при лечении бактериальных заболеваний обычно назначают лекарства курсами на 5-7 дней, либо 10-14? Что будет, если после 1-2 дней прекращения симптомов заболевания, человек решит, что он уже выздоровел и прекратит прием лекарств?

- известно, что лихорадка является защитной реакцией  человека. Надо ли снижать температуру человека при болезни? Почему?

 

Код публикации: 

3014