Федеральный закон « Об образовании в РФ» расширяет представление о понятии «образование» как едином целенаправленном процессе воспитания и обучения. Согласно закону, человек приобретает совокупность знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Традиционные представления об образовании как о деятельности, результатом которой является усвоение опыта, добытого предшественниками в форме знаний, трансформируются. Сегодня ученики должны приобретать опыт практической, творческой деятельности, опыт формирования ценностных отношений. Одним из путей решения возникшей проблемы может стать разработка системы учебных задач нового типа. Переход к обучению в соответствии требованиями, предъявляемыми ФГОС, приводит к необходимости тщательного отбора учителем биологии рабочего материала с учетом его метапредметной направленности и познавательного интереса учащихся для последующего использования при формировании метапредметных умений учащихся.
Ниже в данной статье приводится биологическое по своему содержанию учебное задание, направленное на формирование смыслового чтения.
Инструкция. Прочитайте текст и ответьте в группе на вопросы после каждого небольшого отрывка. После окончания работы над текстом составьте вместе на отдельном листе краткое сообщение о данных организмах, перечислив все полученные Вами сведения. |
«Левенгук сообщил Королевскому обществу, что обнаружил целые скопища невидимых существ у себя во рту».
1. Вопрос: Как Вы думаете, что же он обнаружил?
К какому царству относятся эти «существа»?
«Он соскреб со своих зубов кусочек какого-то белого вещества, размешал его в чистой воде и настроил резкость микроскопа».
2. Вопрос: Какой метод использовал Левенгук в данном случае? Какой микроскоп использовал: световой или электронный? Как Вы думаете, что он увидел?
«Здесь были крошечные создания, извивающиеся «наподобие рыбы, именуемой щукой». Была также вторая разновидность, передвигавшиеся вяло и похожие на крошечные палочки. Все они двигались, все были живые, в этом не могло быть никакого сомнения. Там ещё были крошечные согнутые спруты и гибкие змейки, передвигавшиеся туда-сюда с такой величавостью, как движется в процессии карета епископа, и спиральки, бешено вертевшиеся в воде, наподобие пробочников».
3. Вопрос: Предположите, на какие группы можно разделить этих существ? Что Вы положили в основу такого деления?
«С каким наслаждением он снова любовался крохотными зверюшками. Огорчало лишь то, что он не мог различить ни голов, ни хвостов ни у одного из своих крохотных животных. Раз они движутся, значит у них должны быть головы и хвосты! У них должны быть печень, должны быть мозг и кровеносные сосуды!»
4. Задание. После прочтения отрывка рассмотрите предложенные ниже изображения и ответьте на вопрос: в чём ошибался Левенгук? Найдите ошибки в каждом из приведенных выше предложений данного отрывка.
«Итак, Левенгук открыл микробов. Через несколько лет после открытия микробов в своем рту, проведя утром лечебную процедуру потения с помощью обжигающего кофе (так он поступал, чтобы, по его мнению, разжижить свою кровь после плотного ужина), он вздумал ещё раз посмотреть на белое вещество из промежутков между зубами…»
5. Вопрос: Что он увидел? Какие выводы последовали?
«Каково же было его удивление, когда он не нашел на одного живого крохотного существа, потому что в микроскопе явно были видны мириады мертвых микробов, и лишь некоторые из них еле-еле двигались, как тяжело больные. Вас , наверное, удивит тот факт, что Левенгук ни в одном из своих бесчисленных экспериментов не заподозрил возможной вредности для человека этих крохотных таинственных существ».
6. Вопрос: Обладая знаниями современного человека, определите, какое действие оказывают на зубы данные организмы? Сравните два изображения зуба.
Пройдите по ссылке http://interesnie-fakti.net/bakterii-vo-rtu-cheloveka/ и ответьте на вопросы:
Все ли бактерии во рту человека вредны?
Какова их скорость размножения?
К каким заболеваниям человека приводит неправильная гигиена зубов ?
Знаете ли Вы?
Микробиологи считают, что на Земле всего 5*10 в тридцатой степени (5 нониллионов) бактерий.
Бактерия и бацилла – это одно и то же. Первое слово - греческого происхождения, а второе – латинского.
Внешний вид бактерий настолько удачен, что не менялся в течение миллиарда лет. Эволюция бактерий была исключительно внутренней. Этот феномен называется "синдромом Фольксвагена": внешний вид знаменитого "Фольксвагена-жука" был таким удачным, что его сохраняли почти сорок лет.
Общий вес бактерий, живущих в организме человека, составляет 2 килограмма.
Во рту человека около 40 000 бактерий. Во время поцелуя от одного человека другому передается 278 различных культур бактерий. К счастью, 95 процентов из них не представляют опасности.
Самая большая бактерия – это открытая в 1999 году Thiomargarita namibiensis ("серная жемчужина Намибии"). Она может достигать 0,75 мм в поперечнике. Это больше, чем стандартная точка (1/12 дюйма), равная 0,351 мм.
На минных полях Мозамбика живет бактерия, которая питается тринитротолуолом. Открытие может решить проблему разминирования.
Дворянские дети, которых приписывали к полкам, уходили в армию с серебряной посудой, что заключало в себе отнюдь не блажь богачей, а вполне прикладное значение: серебро уничтожало бактерии, что спасало юношей от различных массовых инфекционных заболеваний, например, холеры.
Домашнее задание: 1. изучить параграф учебника- знать основную характеристику бактерий
2. составить сравнительную таблицу основных бактериальных инфекционных заболеваний ( вспомнить, какие эпидемии, вызванные бактериями, описывались в истории человечества). Количество элементов сравнения в таблице определите самостоятельно.
3. Творческие задания:
- может ли человек заразиться , если у него в наличии 1-2 патогенные бактерии?
-на чем основано действие прививок?
-если бактерия, которая вызывает заболевание желудочно-кишечного тракта попадает на кожу рук, произойдет или нет заражение человека? Почему?
- почему при лечении бактериальных заболеваний обычно назначают лекарства курсами на 5-7 дней, либо 10-14? Что будет, если после 1-2 дней прекращения симптомов заболевания, человек решит, что он уже выздоровел и прекратит прием лекарств?
- известно, что лихорадка является защитной реакцией человека. Надо ли снижать температуру человека при болезни? Почему?