Одной из важнейших задач естественнонаучного образования является формирование у учащихся не предметных знаний, соответствующим учебным дисциплинам, а научного мировоззрения, базирующегося на целостности и единстве природы, ее системном и уровневом построении, многообразии, единстве человека и природы. В настоящее время всё большую актуальность приобретает системно-деятельностный подход.
Целью представленной работы является изучение возможностей организации учебного процесса курса «Естествознания» в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода реализовывалось по темам «Биосфера – глобальна экосистема Земли», «Закономерности существования биосферы Земли», «Антропогенное влияние на биосферу Земли».
В ходе первого занятия особое внимание уделяется развитию мотивации учащихся к новому учебному предмету, а также актуализации знаний и умений, которые усвоены ими в процессе изучения учебных предметов, предварявших данную дисциплину, и необходимых для активного включения в познавательную деятельность при изучении курса «Естествознание». Суть второго занятия заключается в описании функционирования биосферы Земли как единой системы, раскрывающей закономерности её существования. На третьем занятии учащиеся в ходе практической работы проводили самостоятельное наблюдение влияния такого негативного антропогенного фактора, как изменение состава среды обитания на жизнедеятельность простейших живых организмов. В данном случае практическая работа основана на конкретном примере, свидетельствующем о реальной проблеме влияния антропогенного факторов на жизнедеятельность живых организмов.
Исследование развития экологического сознания у учащихся осуществлялось с помощью диагностики экоцентрического и антропоцентирического компонентов сознания. Необходимо отметить, что курс «Естествознание», преподаваемый и в экспериментальной, и в контрольной группах, включал одинаковое учебное содержание, обозначенное стандартом образования, имел общую программу курса, принятую в данном учебном заведении. Однако у учащихся экспериментальной группы обучение проводилось в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода к построению учебного процесса, и обучаемых контрольной группы курс преподавался традиционно. Важно подчеркнуть, что общий объем предметного материала, представленного учителем на занятиях учащимся контрольной группы, практически не отличался от материала, самостоятельно «добытого» учащимися экспериментальной группы. Учащиеся из контрольной группы добросовестно выслушивали преподавателя и выполняли учебные задания, тогда как учащиеся из экспериментальной группы не только самостоятельно изучали учебное содержание в ходе практико-ориентированной деятельности, но и соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода активно обсуждали учебный предмет на речевых этапах.
Результаты диагностики компонентов экоцентрического сознания в обеих группах показало, что личный интерес к экологическим проблемам, личная убежденность в ценность природы, и особенно – готовность к активным действиям по ее сохранению ярче проявляется у учащихся экспериментальной группы. Данные, полученные в результате тестирования, позволяют отметить, что применение системно-деятельностного подхода создает необходимые условия для формирования в сознании у учащихся установки на активную природоохранную деятельность на основе ключевых компетенций: коммуникативных – в сфере экологического мониторинга; информационных – в сфере поиска, и общения экологической информации.