Формирование экологического мировоззрения у школьников в условиях дополнительного образования

учитель биологии, замдиректора, ГБОУ СОШ № 1284, Москва
к.х.н., доцент, Московский институт открытого образования, Москва

В настоящее время в системе российского образования реализуются существенные изменения, направленные на ориентацию средней школы  на экологические проблемы. И важнейшая цель школьного образования заключается в изыскании путей становления и развития экологических убеждений, как основы мировоззрения. Только так может быть осознанна необходимость и возможность личного участия каждого человека в защите окружающей природы от негативного техногенного воздействия современной цивилизации.

Для решения поставленных задач необходимо не просто введение в практику школы нового курса экологии – такой подход только увеличит и без того большую учебную нагрузку на учащихся; а создание системы экологически-ориентированного образования. В нашей школе была экспериментально апробирована модель экологически-ориентированного образования, разработанная специалистами Малой академии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Согласно этой модели главным требованием построения образовательного процесса является обеспечение целостности единой научной системы, описывающей общую картину мира на основе разных наук. Наиболее эффективно решение поставленной задачи путем построения учебного процесса общеобразовательных школьных дисциплин на основе единой психолого-педагогической системы, базирующейся на основных принципах системно–деятельностного подхода. Организация познавательной деятельности учащихся в ходе освоения ими школьных дисциплин физики, химии, биологии, экологии на единой психолого-педагогической основе обеспечивает главный положительный дидактический эффект – формирование у учащихся целостной единой научной системы, описывающей общую картину мира на основе разных наук.

Особое внимание мы уделяли организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в сфере экологии и природопользования. Такая деятельность требовала от учащихся практического использования знаний разных наук для решения экологических задач. Вместе с тем, в данном случае открывались новые возможности для побуждения школьников к творчеству, как индивидуальному, так и коллективному.

В ходе организации экологически–ориентированного обучения в нашей школе большое внимание мы уделяли осуществлению разумной и логической связи полученных школьниками знаний и умений с требованиями и реалиями жизни. Сущность воспитательного процесса в данном случае заключалась в том, что учащиеся использовали свои знания и умения в природоохранных мероприятиях, выполняемых в работе  кружков,  факультативных занятий, школьных походов и т.д. И в этой деятельности принимали участие все учащиеся школы. Позитивный  воспитательный итог заключается в убеждении всех ребят в своей значимости в деле защиты окружающей природы. Кроме того, именно в условиях реальной совместной  деятельности учащиеся получали первый опыт коллективных, целенаправленных действий, уясняли свое место и назначение в данном коллективе, на практике делали первые попытки отстаивать собственное мнение, доказывать правоту своих убеждений.

Список литературы: 

1. Жильцова О.А., Кузнецова И.В., Самоненко Ю.А. Экологически ориентированное образование в средней школе. – М. 2003. 75 с.
2. Жильцова О.А., Кузнецова И.В., Самоненко Ю.А. Опыт внедрения новых образовательных технологий в практику работы средних школ. – М. 2003. 103 с.
3. Самоненко Ю.А. Психология и педагогика. – М. 2001.
4. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М. 2004.

Код публикации: 

3016