Педагогические компетенции школьников, как основа их умения учиться

к.х.н., доцент, Московский институт открытого образования, Москва
к. физ.-мат. наук, док. пед. наук, профессор факультета психологии, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва

Социальный заказ современного общества требует от учащейся молодежи умений и готовности к непрерывному самообразованию, таким образом актуальность формирования у школьников умения учиться не вызывает сомнений. И главная проблема в данном случае заключается в поиске путей создания в средней школе условий, наиболее благоприятных для освоения школьниками не только учебного содержания дисциплин системы среднего образования, но и умения учиться.

Эргатическая модель [1, 2], описывающая особенности проведения познавательной деятельности, позволяет рассмотреть сущность основных компонентов педагогических компетенций, которые и выступают базисом для формирования у учащихся умений учиться. Согласно этой модели функцию «идеолога» выполняют ученые, управленцы, администраторы, которые формулируют социальный заказ, выявляют проблемы, ставят образовательные цели и задачи, отслеживают конечный результат образовательного процесса. Ученые, методисты, авторы учебников выполняют функционал «методолога» – разрабатывают средства, методы, формы, инструментарий процесса обучения. В позиции «непосредственного руководителя» осуществляют свою профессиональную деятельность учителя, которые организует познавательную деятельность учащихся, проводят контроль и управление процессом усвоения. Учащиеся, находятся в позиции исполнителя – реализуют познавательную деятельность, усваивая содержание учебного предмета.

Сущность педагогических компетенций школьников, являющихся основой умения учиться, базируется на умении адекватно воспринимать социальный заказ на различные профессиональные деятельности. А именно:

  • выявлять и критически анализировать потребности общества;
  • понимать положительные черты и риски данного направления деятельности;
  • уяснять перспективы развития профессии;
  • формулировать основные черты данной профессиональной деятельности;
  • соотносить требования данной деятельности к профессионалу с собственными возможностями.

Эти умения, усваиваемые в позиции идеолога познавательной деятельности, способствуют формированию мотивации познавательной деятельности, изысканию благоприятных условий для ее реализации.

В позиции идеолога школьник усваивает и умение целеполагания:

  • формулирование цели познавательной деятельности в соответствии с социальным заказом;
  • интерпретацию поставленных цели на языке задач;
  • соотношение итогового результата познавательный деятельности с поставленными целями и задачами;
  • проведение итогового контроля результатов познавательной деятельности.

Умение работать с предметным компонентом учебного содержания усваивается в позиции методолога. Эти умения включают:

  • отбор необходимых элементов информации из общего информационного потока;
  • умение работать с литературными данными, владение инфомационно-коммуникационными технологиями;
  • анализ отобранной информации: выбор базовых элементов, существенных, второстепенного значения и пр.;
  • структурирование ее в соответствии с целями познавательной деятельности.

Умение работать с методологическим компонентом учебного содержания также осваивается в позиции методолога учебного процесса. Эти умения включают:

  • понимание методологических уровней современной науки;
  • выявление и использование компонентов общенаучной методологии;
  • выявление и использование предметно-специфических методов;
  • выявление и использование операциональных компонентов.

Данные умения необходимы для оптимального оснащения предметного и методологического компонентов познавательной деятельности.

Умения управлять учебным процессом усваиваются в позиции руководителя и включают:

  • знание этапов построения учебного процесса;
  • умение организовать поэтапное построение процесса познавательной деятельности;
  • умение организовать оперативную обратную связь для управления познавательной деятельностью.

Эти умения необходимы для эффективной организации познавательной деятельности.

Для усвоения учащимися умений учиться необходимы и коммуникативные компетенции, базирующиеся:

  • на понимании и умении оптимально построить процессы межличностного общения;
  • на умении работать в малых и больших группах;
  • на умении выбрать стиль общения, оптимальный для данного вида деятельности в данной группе;
  • на умении решать конфликтные ситуации.

Эти компетенции обеспечивают эффективную организацию познавательной деятельности.

Для успешного усвоения учащимися педагогических компетенций, и, как результат, для усвоения ими умения учиться, необходимо создание таких условий, при которых школьники усваивают умения выполнять функционал всех позиций, описанных в эргатической модели. Опыт работы Малой академии МГУ имени М.В. Ломоносова приводит к выводу, что одним из наиболее продуктивных подходов к решению данной проблемы является интеграция основного и дополнительного образования школьников [3, 4]. Именно в этих условиях возможна организация такой творческой проектной и исследовательской деятельности школьников, при которой учащиеся осваивают и педагогические компетенции, как основу их умения учиться. 

Список литературы: 

1. Жильцова О.А., Самоненко И.Ю., Самоненко Ю.А. Психологические условия формирования внутреннего диалога у школьника // Национальный психологический журнал./ 110-летие П.Я.Гальперина. М. 2012. № 2. с. 26-31
2. Жильцова О.А., Самоненко И.Ю., Самоненко Ю.А. Организация учебного процесса, как управляемой системы // Актуальные проблемы химического и естественнонаучного образования. Материалы V Всероссийской научно-методической конференции. М.: ИМИР. 2014. стр. 8
3. Жильцова О.А. Интеграция общего и дополнительного образования школьников. Москва. Изд-во: Акрополь. 2011, 255 с.
4. Жильцова О.А., Белоносова Н.. Интеграция основного и дополнительного образования школьников // Сб. Материалов конференции «Новые образовательные программы МГУ и школьное образование. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова. 2012. стр. 78-80

Код публикации: 

3018