К настоящему моменту существует много интересных наработок данного направления, однако, пока еще нет единой концепции, не сформулировано общих рекомендаций, которыми могли бы воспользоваться учителя-практики, то есть научно-практические исследования находятся в стадии активных разработок.
Существующая проблема заключается в том, что невозможно всех учащихся класса одинаково (в равной мере) вовлечь в проектные разработки, и невозможно обеспечить рост познавательной мотивации к творческим видам деятельности всех школьников в одинаковой мере. Гипотеза исследования. Организация проектной деятельности школьников окажет положительное влияние на развитие их познавательной мотивации при условии реализации индивидуального подхода в ходе ее организации.
Цель работы – исследовать возможности реализации индивидуального подхода к организации проектной деятельности учащихся, обеспечивающие повышения познавательной мотивации школьников.
В ходе исследования был выбран класс (9), учащиеся которого имели невысокие достижения в учебе по всем предметам и химии в частности. После первоначальной диагностики сферы мотивации школьников (в виде опросов по различным методикам) были условно выделены три группы учащихся: с высоким, невысоким и низким уровнем познавательной мотивации. Для проведения проектных разработок были приглашены все учащиеся класса, однако представители 1 группы принимали в ней участие в обязательном порядке, а школьники, входящие во 2 и 3 группы присутствовали - время от времени (по собственному желанию).
Совместно со школьниками выбрана тема проектно-исследовательской работы: «Влияние азота, фосфора и калия на рост и развитие растений». Особое внимание в проекте было уделено агрохимическим исследованиям гидропонных растворов, которые использовались учащимися в ходе проектных разработок. Этап подготовки учащихся к проектной деятельности включал проведение семинаров в рамках дополнительного образования по темам: «Почва», «Питательные элементы», «Симптомы нарушения минерального питания», «Удобрения», «Гидропоника», «Методики определения содержания азота, фосфора и калия».
Цель проекта школьников заключалась в изучении влияния основных питательных элементов на рост растений и возможностей применения методов гидропоники для выращивания растений в комнатных условиях. В проведении проектной деятельности школьников можно выделить несколько этапов:
- подготовка гидропонных растворов; выбор субстрата; выбор и подготовка растений; создание необходимых условий (влажность, температурный режим, освещение, обновление раствора);
- проведение регулярных наблюдений: за ростом растений; за состоянием листового аппарата; за цветением и плодоношением растений; поддержание необходимых условий (влажность, температурный режим, освещение, обновление раствора);
- проведение выездного научного эксперимента в научно-исследовательском институте химизации сельского хозяйства нечернозёмной полосы (ВНИПТИХИМ), в котором школьники познакомились на практике с методами агрохимического эксперимента;
- оформление полученных результатов учащимися в письменном виде и демонстрация её на школьной конференции проектно-исследовательских работ в виде презентации.
Выводы.
1. Организация проектной деятельности школьников оказывает положительное влияние на развитие их познавательной мотивации при условии реализации индивидуального подхода к учащимся в ходе ее организации.
2. Особенно эффективно применение индивидуального подхода к группам учащихся, выделенных и объединенных вместе по ряду общих характеристик. При этом условии уровень познавательной мотивации заметно возрастает у учащихся разных групп.