Современной формой контроля знаний является контроль с применением специальных бланков, который стал особенно актуальным в связи с ЕГЭ. При определенных условиях они могут стать средством формирования метапредметных умений обучаемых. Разработана методика [1] составления и применения графических диктантов для формирования и развития метапредметных умений учащихся при обучении химии в средней общеобразовательной школе.
Под графическим диктантом понимаем письменную проверочную работу, выполняемую учащимися под диктовку учителя, при которой ответы на вопросы ученик представляет в виде знаков (в условно-графической форме) на специальных бланках. Выделены виды метапредметных умений, которые формируются с помощью графического диктанта: 1) вырабатывает способность воспринимать информацию на слух и быстро ее анализировать; 2) развивает навыки представлять ответ в условно-графической форме; 3) вовлекает в работу и задает ее определенный ритм. Обоснованы требования к содержанию графических диктантов: 1) охват всех тем курса химии 8-11 классов; 2) акцент на базовые элементы содержания; 3) построение вопросов при соблюдении определенной логики (состав – строение – свойства – применение – получение); 4) большое количество вариантов.
Каждый графический диктант строится по принципу «верно ли утверждение?» и включает в себя в основном базовые вопросы курса химии. При соблюдении этих требований графические диктанты позволяют: а) дифференцированно подходить к проверке знаний в зависимости от общего уровня класса; б) формировать умения школьников работать в строго отведенное время и отвечать на вопросы разного типа, в) развивать умения и навыки применять условно-графические изображения учебной информации на бланках, умения быстро воспринимать информацию со слов учителя и в сжатые сроки представить ответ в условно-графической форме (перекодирование информации из одной системы в другую).
При проведении графических диктантов с количеством вопросов от 26 до 30 уровень подготовки считаем минимально достаточным при наличии не более 11-15 ошибок, достаточно хорошим – при наличии не более 5-7 ошибок и успешным – при наличии не более двух ошибок.
Разработано более 150 графических диктантов по всему курсу химии в 8-11 кассах для проведения быстрого фронтального или группового опроса учащихся. Для интенсификации проведения и проверки графических диктантов разработан специальный бланк для учащихся (рис.1).
Графический диктант имеет и другую важную функцию – интенсификация труда учителя, так как позволяет за очень короткий промежуток времени опросить весь класс и быстро проверить результаты.
Рис. 1. Бланк для графического диктанта
Показано эффективное применение графических диктантов для формирования и развития общеучебных умений школьников на уроках химии в 8-11 классах.
Пример графического диктанта. Тема «Гидроксипроизводные углеводородов» (10 класс). Варианты: 1 – глицерин; 2 – этанол; 3 – фенол.
Вопросы:
- Содержит одну гидроксильную группу в молекуле.
- Содержит бензольное ядро в молекуле.
- Относится к классу спиртов.
- При обычных условиях – это сиропообразная жидкость.
- При обычных условиях – это твердое кристаллическое вещество.
- Не имеет цвета.
- Не имеет запаха.
- Обладает летучестью.
- Имеет сладковатый вкус.
- Ядовитое вещество.
- Проявляет бактерицидные свойства.
- Смешивается с водой в любых соотношениях.
- Относится к слабым электролитам.
- Способен к образованию водородных связей.
- Реагирует с металлическим натрием.
- Реагирует с гидроксидом натрия.
- Реагирует с гидроксидом меди(II).
- Реагирует с галогеноводородными кислотами.
- Реагирует с азотной кислотой.
- Реагирует с бромной водой.
- Качественная реакция – с хлоридом железа(III).
- Качественная реакция – со свежеосажденным гидроксидом меди(II).
- Способен окисляться.
- Способен образовывать эфиры.
- Проявляет слабые кислотные свойства.
- Применяется как дезинфицирующее средство.
- Используется в парфюмерии и косметике.
- Используется в производстве синтетических каучуков.
- Используется в производстве пластмасс для радиотехники.
- Используется в кожевенном производстве.