Формирование метапредметных умений учащихся при выполнении графических диктантов на уроках химии в средней школе

к.п.н., доцент, методист, ГАОУ ВПО Московский институт открытого образования, Москва

Современной формой контроля знаний является контроль с применением специальных бланков, который стал особенно актуальным в связи с ЕГЭ. При определенных условиях они могут стать средством формирования метапредметных умений обучаемых. Разработана методика [1] составления и применения графических диктантов для формирования и развития метапредметных умений учащихся при обучении химии в средней общеобразовательной школе.

Под графическим диктантом понимаем письменную проверочную работу, выполняемую учащимися под диктовку учителя, при которой ответы на вопросы ученик представляет в виде знаков (в условно-графической форме) на специальных бланках. Выделены виды метапредметных умений, которые формируются с помощью графического диктанта: 1) вырабатывает способность воспринимать информацию на слух и быстро ее анализировать; 2) развивает навыки представлять ответ в условно-графической форме; 3) вовлекает в работу и задает ее определенный ритм. Обоснованы требования к содержанию графических диктантов: 1) охват всех тем курса химии 8-11 классов; 2) акцент на базовые элементы содержания; 3) построение вопросов при соблюдении определенной логики (состав – строение – свойства – применение – получение); 4) большое количество вариантов.

Каждый графический диктант строится по принципу «верно ли утверждение?» и включает в себя в основном базовые вопросы курса химии. При соблюдении этих требований графические диктанты позволяют: а) дифференцированно подходить к проверке знаний в зависимости от общего уровня класса; б) формировать умения школьников работать в строго отведенное время и отвечать на вопросы разного типа, в) развивать умения и навыки применять условно-графические изображения учебной информации на бланках, умения быстро воспринимать информацию со слов учителя и в сжатые сроки представить ответ в условно-графической форме (перекодирование информации из одной системы в другую).

При проведении графических диктантов с количеством вопросов от 26 до 30 уровень подготовки считаем минимально достаточным при наличии не более 11-15 ошибок, достаточно хорошим – при наличии не более 5-7 ошибок и успешным – при наличии не более двух ошибок.

Разработано более 150 графических диктантов по всему курсу химии в 8-11 кассах для проведения быстрого фронтального или группового опроса учащихся. Для интенсификации проведения и проверки графических диктантов разработан специальный бланк для учащихся (рис.1).

Графический диктант имеет и другую важную функцию – интенсификация труда учителя, так как позволяет за очень короткий промежуток времени опросить весь класс и быстро проверить результаты.

Рис. 1. Бланк для графического диктанта

Показано эффективное применение графических диктантов для формирования и развития общеучебных умений школьников на уроках химии в 8-11 классах.

Пример графического диктанта. Тема «Гидроксипроизводные углеводородов» (10 класс). Варианты: 1 – глицерин; 2 – этанол; 3 – фенол.

Вопросы:

  1. Содержит одну гидроксильную группу в молекуле.
  2. Содержит бензольное ядро в молекуле.
  3. Относится к классу спиртов.
  4. При обычных условиях – это сиропообразная жидкость.
  5. При обычных условиях – это твердое кристаллическое вещество.
  6. Не имеет цвета.
  7. Не имеет запаха.
  8. Обладает летучестью.
  9. Имеет сладковатый вкус.
  10. Ядовитое вещество.
  11. Проявляет бактерицидные свойства.
  12. Смешивается с водой в любых соотношениях.
  13. Относится к слабым электролитам.
  14. Способен к образованию водородных связей.
  15. Реагирует с металлическим натрием.
  16. Реагирует с гидроксидом натрия.
  17. Реагирует с гидроксидом меди(II).
  18. Реагирует с галогеноводородными кислотами.
  19. Реагирует с азотной кислотой.
  20. Реагирует с бромной водой.
  21. Качественная реакция – с хлоридом железа(III).
  22. Качественная реакция – со свежеосажденным гидроксидом меди(II).
  23. Способен окисляться.
  24. Способен образовывать эфиры.
  25. Проявляет слабые кислотные свойства.
  26. Применяется как дезинфицирующее средство.
  27. Используется в парфюмерии и косметике.
  28. Используется в производстве синтетических каучуков.
  29. Используется в производстве пластмасс для радиотехники.
  30. Используется в кожевенном производстве.

Список литературы: 

1. Маршанова, Г.Л. Методическая система формирования и развития общеучебных умений учащихся при изучении химии в общеобразовательной школе [Текст]: автореф. дисс. канд. пед. наук / Г.Л. Маршанова. М., 2009. 26 с.

Код публикации: 

3020