Причины и результаты реорганизации системы дополнительного образования лицеистов

учитель физики, ГБОУ СОШ № 1581, Москва

Лицей № 1581 г. Москвы проводит в 8-9 классах предпрофильную и в 10-11 классах профильную (физико-математическую и информационно-технологическую) подготовку учащихся.

С целью поддержки основного лицейского образования в лицее создана система дополнительного образования (ДО) детей, которая ежегодно обновляется в соответствии с запросами обучающихся и родителей. Так, изучение социального запроса  «Кружки, в которых Вы хотели бы дополнительно заниматься в лицее» показало возрастающий интерес учащихся к занятиям в технических кружках и к встречам «вживую» с учеными. Для выполнения этого запроса необходимо было модифицировать систему ДО, решая одновременно две задачи – методическую и организационную.

Проведенная в лицее методическая работа заключалась в полной проверке, систематизации имеющихся и составлении обновленных и  новых образовательных программ дополнительного образования учащихся. В настоящее время  имеется большой банк программ ДО, среди которых авторские программы, прошедшие экспертизу и рецензирование в ДОг.М и экспертном Совете Всероссийского конкурса «Наука и практика обеспечения детского и молодежного отдыха» Ассоциации «Дети – плюс», изданы программно-методические материалы «Летний лагерь – старт в профессию инженера».

Педагоги лицея участвовали в научно-методических семинарах  «Инновационные технологии в дополнительном образовании школьников», проводимых преподавателями МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках Программы «МГУ – школе». Участие в семинарах привело к пересмотру позиции и деятельности учителя, к применению новых практических методик в дополнительном образовании учащихся.  

В то же время, традиционными формами объединения детей в системе ДО лицея являются городской летний лагерь, кружки различных направленностей, спортивные секции, ознакомительная и проектная профориентационные практики старшеклассников. При анализе сложившихся объединений ДО выявилось, что наиболее успешными и результативными являются объединения детей на краткосрочный период (летний лагерь и практики),  поэтому организационным изменения подверглись объединения учащихся на длительный период (учебный год) – кружки и спортивные секции. По окончании учебного года все они завершили свою работу, а в сентябре были открыты только отвечающие запросам учащихся и родителей по выявлению творческих способностей, развитию умений и навыков,  повышению мотивации учащихся к познавательной и учебной деятельности, к научному творчеству. Все они призваны дополнять или продолжать основное лицейское образование.

Обновление системы ДО лицея привело к следующим положительным результатам:

  • соответствие содержательного и методического компонентов образовательных программ ДО социальному запросу,
  • повышение квалификация и методической подготовки педагогов ДО,
  • оптимизация количества кружков и секций в системе ДО,
  • рост оплаты труда педагогов ДО.

Список литературы: 

1. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р.
2. Жильцова О.А. Интеграция общего и дополнительного образования школьников. Москва. Изд-во: Акрополь. 2011, 255 с.

Код публикации: 

3023