Лицей № 1581 г. Москвы проводит в 8-9 классах предпрофильную и в 10-11 классах профильную (физико-математическую и информационно-технологическую) подготовку учащихся.
С целью поддержки основного лицейского образования в лицее создана система дополнительного образования (ДО) детей, которая ежегодно обновляется в соответствии с запросами обучающихся и родителей. Так, изучение социального запроса «Кружки, в которых Вы хотели бы дополнительно заниматься в лицее» показало возрастающий интерес учащихся к занятиям в технических кружках и к встречам «вживую» с учеными. Для выполнения этого запроса необходимо было модифицировать систему ДО, решая одновременно две задачи – методическую и организационную.
Проведенная в лицее методическая работа заключалась в полной проверке, систематизации имеющихся и составлении обновленных и новых образовательных программ дополнительного образования учащихся. В настоящее время имеется большой банк программ ДО, среди которых авторские программы, прошедшие экспертизу и рецензирование в ДОг.М и экспертном Совете Всероссийского конкурса «Наука и практика обеспечения детского и молодежного отдыха» Ассоциации «Дети – плюс», изданы программно-методические материалы «Летний лагерь – старт в профессию инженера».
Педагоги лицея участвовали в научно-методических семинарах «Инновационные технологии в дополнительном образовании школьников», проводимых преподавателями МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках Программы «МГУ – школе». Участие в семинарах привело к пересмотру позиции и деятельности учителя, к применению новых практических методик в дополнительном образовании учащихся.
В то же время, традиционными формами объединения детей в системе ДО лицея являются городской летний лагерь, кружки различных направленностей, спортивные секции, ознакомительная и проектная профориентационные практики старшеклассников. При анализе сложившихся объединений ДО выявилось, что наиболее успешными и результативными являются объединения детей на краткосрочный период (летний лагерь и практики), поэтому организационным изменения подверглись объединения учащихся на длительный период (учебный год) – кружки и спортивные секции. По окончании учебного года все они завершили свою работу, а в сентябре были открыты только отвечающие запросам учащихся и родителей по выявлению творческих способностей, развитию умений и навыков, повышению мотивации учащихся к познавательной и учебной деятельности, к научному творчеству. Все они призваны дополнять или продолжать основное лицейское образование.
Обновление системы ДО лицея привело к следующим положительным результатам:
- соответствие содержательного и методического компонентов образовательных программ ДО социальному запросу,
- повышение квалификация и методической подготовки педагогов ДО,
- оптимизация количества кружков и секций в системе ДО,
- рост оплаты труда педагогов ДО.