Интерес современных молодых людей к автотранспорту закономерен. Автотранспортные средства широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, науке и, наконец, это непременный атрибут быта современного человека. Но, вместе с тем, следует признать, что транспорт – это мощный неблагоприятный фактор, негативно влияющий на состояние окружающей среды. И познакомить учащихся с особенностями этого воздействия, помочь им уяснить необходимость снижения данного негативного антропогенного воздействия на биосферу Земли, одна из важнейших задач современного образования.
Для решения данной задачи в нашем колледже совместно с Малой академией МГУ имени М.В. Ломоносова был организован специальный курс дополнительного образования учащихся. Цель обучения заключалась в исследовании результатов негативного воздействия традиционных транспортных средств на окружающую природную среду.
Для решения поставленной задачи была организована проектная деятельность учащихся, в ходе которой они анализировали и исследовали в полевом эксперименте химическое воздействие, как наиболее негативное. Именно этот негативный параметр выбран нами для анализа еще и потому, что дальнейшие наши разработки нацелены на создание модели такого транспортного средства, в котором химическое воздействие отработанных (в ходе эксплуатации автотранспорта) газов на окружающую природную среду.
На первом этапе своей работы учащиеся изучили процесс образования токсичных отработавших автомобильных газов, особенности химических реакций, протекающих в двигателях автотранспорта, зависимость содержания СО, О2, СО2 в выхлопных газах от соотношения воздух /топливо в горючей смеси. Эта часть работы, базирующаяся на знаниях учебного содержания основных курсов физики и химии, проводилась с использованием научной и методической литературы, а также среды Интернет. Учащиеся самостоятельно добывали необходимые для проекта сведения, которые затем и обсуждали на занятиях дополнительного образования.
Далее учащиеся осваивали методы и инструментарий, применяемые для анализа результатов химического воздействия автомобильного транспорта на окружающую природную среду. Эта часть работы проводилась в техцентре «Яхрома-Лада», где была организована практико-ориентированная деятельность учащихся. Здесь учащиеся познакомились с сущностью работы газоанализаторов Инфракар М, которые предназначены для измерения обьемной доли различных вредных веществ в отработавших газах любого вида транспорта.
Третья часть разработки была посвящена измерению объемной доли оксида углерода (СО), углеводородов (в пересчете на гексан), диоксида углерода (СО2), кислорода (О2) в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Результаты экспериментальных замеров показали, что исследуемое транспортное средство является серьезным источником вредных химических веществ, загрязняющих атмосферу Земли и оказывающих отравляющее воздействие на человека. Было установлено, что выхлопные газы данного транспортного средства - это неоднородная смесь различных газообразных веществ с разнообразными химическими и физическими свойствами, состоящая из продуктов полного и неполного сгорания топлива, избыточного воздуха, аэрозолей и различных микропримесей.
Проведенный учащимися эксперимент на практике подтвердил информацию, представленную во многих литературных данных, о наличии вредоносных соединений в газообразных выбросах. Учащиеся на собственном опыте убедились в том, что в образующихся при эксплуатации автомобильных транспортных средств наличие большого количества вредных для состояния здоровья (а иногда и для жизни) человека веществ. Наиболее ценным результатом проведенной проектной деятельности является тот факт, что учащиеся самостоятельно сделали заключение о необходимости уменьшения негативного антропогенного воздействия автотранспорта на окружающую природную среду и разработки экологически ориентированных транспортных средств.