Изучение учащимися модели, оценивающей результаты воздействия сгорания топлива автомобилей на окружающую среду

Кандидат педагогических наук, директор, СПО Дмитровский институт непрерывного образования (ДИНО), Дмитров, Московская область
преподаватель, Дмитровский институт непрерывного образования (ДИНО), Дмитров, Московская область

Формирование у учащейся молодежи умения применения усвоенных в основных школьных курсах знаний – одна из важнейших задач современной системы образования. И усиление методологического компонента знаний, включающего общенаучный, предметно-специфический, операциональный уровни,  является одним из подходов к решению данной задачи. При этом особое внимание в системе среднего образования следует уделить именно  общенаучным методам, поскольку предметно-специфические методы достаточно подробно представлены в общеобразовательных школьных курсах. 

В сфере общенаучных методов наиболее значимым и широко применяемым в научных исследованиях является метод моделирования. С этим методом учащиеся знакомятся в общеобразовательных курсах. Но для его практического применения необходимо сформировать особые условия. И с нашей точки зрения наиболее благоприятные условия могут быть созданы в рамках дополнительного образования учащейся молодежи.

Для наших учащихся (при содействии с Малой академии МГУ имени М.В. Ломоносова) были организованы курсы дополнительного образования, в ходе которых они изучали результаты воздействия сгорания топлива автомобилей на окружающую среду, используя для этих целей специально разработанную модель оценки.

Для рассмотрения результатов воздействия сгорания топлива автотранспорта на окружающую среду учащиеся приняли (в пределах создаваемой модели) в качестве топлива вполне определенный алкан, входящий  в состав бензина – октан C8H18. Учащиеся уяснили, что при моделировании такого рода упрощение допустимо, поскольку оно позволит провести расчеты (в общем виде) и получить данные общего количества продуктов горения, выброшенных в окружающую среду в результате работы двигателя автотранспорта. Учащиеся убедились, что в последствии полученный механизм расчета может быть перенесен и на другие любые объекты.

Базируясь на разработанной модели, учащиеся получили численные значения концентрации загрязняющих веществ, полученных при свободном продвижении автомобиля и при условии работы двигателя автомобиля, стоящего у светофора или  «в пробке».   В результате учащиеся получили возможность сравнить  концентрации выхлопных газов, загрязняющих около дорожное пространство при простаивании их в «пробке» и при свободном движении автомобилей. Полученные сравнительные данные были проиллюстрированы визуальной моделью, представленной с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Таким  образом,  в процессе  обучения учащиеся на практике осваивали специфику экологического мониторинга окружающей среды, уясняли сущность процессов моделирования, усваивали возможности информационно-коммуникационных технологий для визуального воплощения данной конкретной модели.

Список литературы: 

1. Жильцова О.А., Еремин В.В. Строение вещества. Учебное пособие. Издательский педагогический центр «Гриф», 2000. 76 с.
2. Защита окружающей среды при транспортных процессах/ Под ред. В. Г. Ененкова. – М.: Транспорт, 1984 г.
3. Кириллов Н.Г. / Проблемы экологии автомобильного транспорта России // «Инновационно-исследовательский центр «Стирлинг-технологии». 2005.
4. Косой Ю.В.. Городской транспорт в зеркале экологии/ Энергия: 2003.
5. Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева Л.Л. Химические свойства неорганических веществ. Москва. Изд-во: «Химия». 1996.

Код публикации: 

3027