Разработка учебно-методического обеспечения школьного курса химии, отвечающего требованиям системно-деятельностного подхода

учитель химии, ГБОУ лицей №1535, Москва

В соответствии с ФГОС методологической основой построения учебного процесса в средней школе  является системно-деятельностный подход, приоритетной становится развивающая функция обучения. При этом наибольшее внимание уделяется  развивающей  функции обучения, которая должна обеспечить становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей.

Для реализации поставленных задач необходимы современные образовательные технологии. И главной задачей современной модификации образования становится создание учебно-методического обеспечения, отвечающего требованиям системно-деятельностного подхода,  предназначенного и пригодного для применения в дополнительном

Учитывая все это, целью нашей работы является разработка учебно-методического обеспечения, раскрывающего  возможности применения системно-деятельностного подхода к организации курса дополнительного химического образования школьников,  создающего  условия для творческого применения учащимися усвоенных химических знаний, обеспечивающего развитие личностных характеристик учащейся молодежи.

В нашей работе мы провели разработку учебно-методического обеспечения для курса дополнительного образования школьников «Химический эксперимент», включающего проектную разработку учащихся по теме:  «Демонстрационный эксперимент в школьном курсе химии». Особое внимание было уделено экспериментальной проверке эффективности учебного процесса при использовании системно-деятельностного подхода к организации дополнительного образования школьников.

В ходе педагогического эксперимента прежде всего была проведена начальная и итоговая психологическая диагностика мотивационной и рефлексивной сферы школьников (методики Басса и Андреевой).  Далее мы организовали занятия в курса дополнительного образования «Химический эксперимент» по теме: «Получение солей». Центральной частью работы была организация проектной деятельности школьников по теме «Разработка демонстрационного эксперимента ( для курса 8 класса, тема: “Основные классы неорганических соединений”)». И в заключение полученный школьниками учебный          материал был использован на обобщающем уроке в 8 классе.

Результаты проведенного эксперимента были обобщены и представлены в рекомендациях по использованию разработанного учебно-методического обеспечения.  Рекомендации включают:

  • предметный материал выбранного направления;
  • описание того, как именно эти материалы могут быть  применены на занятиях дополнительного образования  школьников;
  • перечень этапов организации процессов освоения учебного предмета; 
  • описание хода занятий – описание действий учителя и учащихся на каждом этапе учебного процесса;  
  • расшифровку направленности каждого действия учителя и учащихся;  комплекты заданий  для каждого этапа процесса усвоения.

И в заключении следует отметить, что разработанное учебно-методическое обеспечение позволяет построить учебный процесс в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода.

Список литературы: 

1. Жильцова О.А., Кузнецова И.В., Самоненко Ю.А. Опыт внедрения новых образовательных технологий в практику работы средних школ. – М. 2003. 103 с.
2. Самоненко Ю.А. Психология и педагогика. – М. 2001.
3. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М. 2004.

Код публикации: 

3028