Развитие познавательной мотивации школьников в условиях дополнительного образования

учитель химии и биологии, ГБОУ СОШ № 1262, Москва
учитель химии и естествознания, ГБОУ СОШ № 1262, Москва

При организации внеурочной деятельности основными являются познавательные и эмоциональные методы стимулирования и мотивации. Вся внеурочная работа в школе строится на основе принципа добровольности. Очень  важно с первых занятий найти стимулы, которые могли бы заинтересовать детей на самых первых этапах прохождения школьной программы. Такими стимулами могут быть опора на жизненный опыт, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака».  

Дополнительное образование в условиях современной школы, с  ее огромным материально-техническим потенциалом, с неисчерпаемым ресурсом Интернета дает огромные возможности для пробуждения интереса учащихся к химии. При выборе методов обучения и при подборе  материала для занятий в рамках дополнительного образования необходимо тщательно учитывать возрастные особенности учащихся, а самое главное удовлетворить желание каждого ребенка быть значимой личностью. А это становится возможным только при создании ситуации успеха, свободном выборе заданий и введении стимулирующего оценивания.

Работая в школе уже более двадцати лет, мы не перестаем удивляться, насколько важно для ребенка было и остается создание ярких и наглядно-образных представлений. Как много можно сделать за одно занятие дополнительного образования! Поэтому занятие «Чудесные превращения» остается одним из наших самых любимых. Занятие проводится в рамках дополнительного образования для учащихся начальной школы и является одним из цикла «Школа научной магии». Цель этого занятия познакомить детей с признаками химических реакций. «Чудесные превращения» проводятся в интерактивной форме. Всем удается побыть экспериментатором и немного волшебником. В яркой праздничной атмосфере создается заинтересованность результатами коллективной работы. А яркие химические опыты запоминаются надолго, пробуждается интерес к химической науке. Дети с нетерпением ждут начала изучение этого предмета.

Когда интерес к химии уже достаточно сформирован, занимательность опытов, как такова, постепенно уходит на второй план. На первое место выходит желание узнать суть химических процессов. Как раз в этот момент и нужно предлагать эксперименты,  дающие конкретный результат, наталкивающие учащихся на размышления и обобщения, а возможно прогнозирующие будущую профессию.

Таким занятием может стать изучение метода хроматографии, которое бы позволило школьникам получить представление об этом важнейшем физико-химическом методе разделения смесей веществ. Для достижения поставленной цели учащимся предлагается  решить следующие задачи:

1.       Изучить литературные данные, описывающие сущность и  особенности метода хроматографии, а также историю развития этого метода.

2.       Воспроизвести опыты М.С. Цвета, являющиеся основой метода бумажной хроматографии.

Решение этих задач делает возможным познакомить учащихся с широким применением метода хроматографии в химии, а также спрогнозировать использования данного метода  в сфере экологии. А это уже задача для целостной проектной работы, а возможно и мостик к будущему.

Список литературы: 

1. Вяхирев Д.А., Шушунова А.Ф. Руководство по газовой хроматографии. М. Высшая школа, 1987
2. Гольберт К.А., Вигдергауз М.С. Курс газовой хроматографии. М., 1974.
3. Жильцова О.А. Интеграция общего и дополнительного образования школьников. Москва. Изд-во: Акрополь. 2011, 255 с.

Код публикации: 

3029