Об особенностях взаимосвязи основного и дополнительного образования школьников

руководитель структурного подразделения, учитель биологии, ГБОУ школа №2095 «Покровский квартал» СП №1397 имени В.П.Чкалова, Москва

Важнейшим требованием современной системы образования является необходимость обеспечения органической взаимосвязи систем основного и дополнительного образования школьников. Один из продуктивных путей решения данной проблемы заключается в использовании общего, единого психолого-педагогического фундамента к организации основного и дополнительного школьного образования.

С нашей точки зрения в данном случае наиболее целесообразно использовать системно-деятельностный подход к построению учебного процесса, который обеспечивает оптимальное раскрытие учебной деятельности школьника при проектировании учебных программ на основе концептуальных схем и схем ориентировочной основы действий. Особое внимание при этом уделяется формированию межпредметных связей между дисциплинами естественнонаучного цикла (физики, химии и биологии). Все это обеспечивает создание условий преемственности развития системно-деятельностных представлений учащихся в основном и дополнительном образовании, необходимых для эффективной актуализации знаний школьного предмета при их практическом применении.

Примером такой реализации системно-деятельностного подхода, как общей основы организации учебного процесса, является единый подход к построению темы введения в школьных курсах разных дисциплин. Единая логика представления содержания Введения, осваиваемая учащимися на примере разных наук – физики, химии, биологии, экологии обеспечивает формирование межпредметных связей дисциплин естественнонаучного цикла. Усвоив принципы построения Введения в рамках одного курса, учащиеся будут переносить полученные умения выстраивать единую систему знаний с одного предмета на другой. Это позволит организовать творческую познавательную деятельность учащихся уже на самых начальных этапах построению учебного предмета. Сформированные в ходе изучения одной дисциплины умения подведут школьников к самостоятельному изысканию сведений, дающих целостное представления об изучаемом  предмете в другой дисциплине.

Системное структурирование учебного материала в разных курсах дисциплин естественнонаучного цикла также является прочной основой для формирования новых межпредметных связей. Применение системного анализа при разъяснении сущности учебных предметов физики, химии, биологии, экологии поможет учащимся организовать все естественнонаучные знания в единую систему, что чрезвычайно важно для построения в сознании подростка единой системной картины мира. На данный период времени, проводимые в школах программы предметов естественнонаучного цикла зачастую не имеют правильного согласования. Например, тема «Органические вещества клетки» находится в курсе биологии на целый учебный год ранее, чем в курсе химии. Учитель и дети вынуждены дублировать эту тему на разных предметах в разный период времени. С нашей точки зрения, в данном случае совершенно необходимо обеспечить логические взаимосвязи  в данном предметном содержании.

Особое место в учебном процессе, выстраиваемом в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, занимает работа учащихся над схемами ориентировочной основы действий. Освоение учебного предмета в логике системного анализа формирует учащихся понимание сущности системообразующих элементов учебного содержания, учит их находить и объяснять особенности системообразующих связей в учебном предмете, делать выводы о целостных характеристиках данного курса, как единой системы. Все это подводит школьников к пониманию необходимости не только воспроизводства, но и творческого использования естественнонаучных знаний. Выделение ориентировочных знаний и формулировка основного состава действий для решения  типовых и творческих задач одинаково важно в физике, химии, биологии. Данная межпредметная связь имеет большое значение и для выявления обобщенных подходов при решении творческих задач, оперирующих сразу несколькими областями естественнонаучных знаний. Это позволит убрать дубляж тем, в изучение близких дисциплин, что скажется положительно на усвоение и понимание материала.

Преемственность развития системно-деятельностных представлений учащихся в основном и дополнительном образовании оказывает положительно воздействие и на развитие личности учащихся. Создаются условия для развития мотивации учащихся к творческой деятельности в области естественнонаучных знаний и для формирования интереса учащейся молодежи к специальностям сферы высоких технологий. Доминантой в поведении учащихся в данных условиях становится творческая деятельность, создание и разработка оригинальных решений в исследовании и в самостоятельных проектных разработках. А учителю позволяет решить учебные задачи, на которые, на уроке попросту не остается времени. 

Список литературы: 

1. Белоносова Н., Жильцова О.А. Интеграция основного и дополнительного образования школьников // Сб. Материалов конференции «Новые образовательные программы МГУ и школьное образование. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова. 2012. стр. 78-80
2. Жильцова О.А. Интеграция общего и дополнительного образования школьников. Москва. Изд-во: Акрополь. 2011, 255 с.
3. Самоненко Ю.А. «Психология и педагогика». Учебное пособие. - М.: изд-во: «ЮНИТИ» 2001.
4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учебное пособие. М. Изд-во: AcademA. 1998. 288 с.

Код публикации: 

3030