Химические знания - неотъемлемая часть знаний об основах охраны природы, рациональном природопользовании и разумном преобразовании окружающей человека среды. Роль химии в решении экологических проблем на современном этапе значительна. Изучая состав, строение и свойства веществ, химия может ответить, как то или иное вещество ведёт себя в почве, в атмосфере и какое воздействие на окружающую среду оказывают оно и продукты его превращений. Раскрывая механизмы круговорота веществ, химия способствует решению задач наиболее естественного вхождения промышленного производства в природные циклы. Экологически ориентированный курс химии даёт возможность раскрыть роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, с мнением о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации, привлечь школьников к проектно-исследовательской работе по изучению состояния окружающей среды, воспитать чувство личной ответственности за её сохранение.
Организация в рамках дополнительного образования практико-ориентированной деятельности учащихся с получением социально значимого продукта в сфере экологии создаст условия благоприятные как для обучения предметным экологическим знаниям, так и для формирования экоцентрических компонентов сознания у подростков.
В качестве основы исследования возможностей развития экологического сознания у школьников была выбрана методика диагностики экоцентрических и антропоцентирических компонентов сознания, разработанная на кафедре инженерной экологии Московского государственного технологического университета «СТАНКИН» Согласно данной методике в ходе диагностики используются анкеты закрытого типа, которые выявляют следующие позиции:
- Высшая ценность в системе человек - природа.
- Иерархическая картина мира.
- Цель взаимодействия с природой.
- Характер взаимодействия с природой.
- Этические нормы и правила.
- Использование ресурсов природы.
- Дальнейшее развитие экосферы Земли.
Проведение педагогического эксперимента проводилось по следующему плану.
- Проведение семинаров в рамках дополнительного образования школьников по теме «Энергетические проблемы человечества» (весь класс 25 человек).
- Проведение проектной разработки с выбранной группой (6 человек) на тему: «Альтернативные источники энергии – ветроэнергетика».
- Изучение основ ветроэнергетики на базе научной и методической литературы.
- Создание действующей модели ветроэнергетической установки.
- Сравнительный анализ негативного воздействия на ОПС ветроэнергетической установки и сооружения теплоэлектростанции одинаковой мощности:
- Рассмотрение негативного воздействия на ОПС ветроэнергетической установки.
- Анализ и обобщение полученных результатов проекта.
- Подготовка презентации для экологической конференции в школе.
- Организация конференции «Альтернативные источники энергии» весь класс -25 человек).
- Итоговая диагностика компонентов экологического сознания (весь класс -25 человек).
В результате проведённой работы были получены результаты:
- Используя специализированную литературу, учащиеся изучили основы ветроэнергетики.
- На основе полученных знаний учащиеся самостоятельно спроектировали модель ветрогенератора.
- Был проведён сравнительный анализ мощности, ущерба окружающей среде традиционных и альтернативных источников энергии. Рассчитали численность ветрогенераторов, которые могли бы «заменить» ТЭЦ Зеленограда.
- По результатам полученных данных был подготовлен доклад для презентации на конференции по теме: «Альтернативные источники энергии – ветроэнергетика».
Диагностика результатов анкетирования позволяет говорить о повышении уровня экоцентрического сознания школьников, особенно тех, которые занимались исследовательской деятельностью.