Особенности организации экологически-ориентированного дополнительного образования школьников

учитель химии, ГБОУ "Школа №1194", Москва

Химические знания - неотъемлемая часть знаний об основах охраны природы, рациональном природопользовании и разумном преобразовании окружающей человека среды. Роль химии в решении экологических проблем на современном этапе значительна. Изучая состав, строение и свойства веществ, химия может ответить, как то или иное вещество ведёт себя в почве, в атмосфере и какое воздействие на окружающую среду оказывают оно и продукты его превращений. Раскрывая механизмы круговорота веществ, химия способствует решению задач наиболее естественного вхождения промышленного производства в природные циклы. Экологически ориентированный курс химии даёт возможность раскрыть роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, с мнением о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации, привлечь школьников к проектно-исследовательской работе по изучению состояния окружающей среды, воспитать чувство личной ответственности за её сохранение.

Организация в рамках дополнительного образования практико-ориентированной деятельности учащихся с получением социально значимого продукта в сфере экологии создаст условия благоприятные как для обучения предметным экологическим знаниям, так и для формирования экоцентрических компонентов сознания у подростков.

В качестве основы исследования возможностей развития экологического сознания у школьников была выбрана методика диагностики экоцентрических и антропоцентирических компонентов сознания, разработанная на кафедре инженерной экологии Московского государственного технологического университета «СТАНКИН» Согласно данной методике в ходе диагностики используются анкеты закрытого типа, которые выявляют следующие позиции:

  • Высшая ценность в системе человек - природа.
  • Иерархическая картина мира.
  • Цель взаимодействия с природой.
  • Характер взаимодействия с природой.
  • Этические нормы и правила.
  • Использование ресурсов природы.
  • Дальнейшее развитие экосферы Земли.

Проведение педагогического эксперимента проводилось по следующему плану.

  1. Проведение семинаров в рамках дополнительного образования школьников по теме «Энергетические проблемы человечества» (весь класс 25 человек).
  2. Проведение проектной разработки с выбранной группой (6 человек) на тему: «Альтернативные источники энергии – ветроэнергетика».
  3. Изучение основ ветроэнергетики на базе научной и методической литературы.
  4. Создание действующей модели ветроэнергетической установки.
  5. Сравнительный анализ негативного воздействия на ОПС ветроэнергетической установки и сооружения теплоэлектростанции одинаковой мощности:
  6. Рассмотрение негативного воздействия на ОПС ветроэнергетической установки.
  7. Анализ и обобщение полученных результатов проекта.
  8. Подготовка презентации для экологической конференции в школе.
  9. Организация конференции «Альтернативные источники энергии» весь класс -25 человек).
  10. Итоговая диагностика компонентов экологического сознания (весь класс -25 человек).

В результате проведённой работы были получены результаты:

  • Используя специализированную литературу, учащиеся изучили основы ветроэнергетики.
  • На основе полученных знаний учащиеся самостоятельно спроектировали модель ветрогенератора.
  • Был проведён сравнительный анализ мощности, ущерба окружающей среде традиционных и альтернативных источников энергии. Рассчитали численность ветрогенераторов, которые могли бы «заменить» ТЭЦ Зеленограда.
  • По результатам полученных данных был подготовлен доклад для презентации на конференции по теме: «Альтернативные источники энергии – ветроэнергетика».

Диагностика результатов анкетирования позволяет говорить о повышении уровня экоцентрического сознания школьников, особенно тех, которые занимались исследовательской деятельностью.

Список литературы: 

1. Арусатмов Э.А (под ред.) Природопользование. М. Изд-во: «Дашков и К» 1999.
2. Ашихмина Т.Я. (под ред.) Школьный экологический мониторинг. М. Изд-во: «Агар» 2000.
3. Демина Т.А. Экология природопользование, охрана окружающей среды. М. Изд-во: «Аспект пресс» 1998.
Жильцова О.А., Кузнецова И.В., Самоненко Ю.А. Экологически ориентированное обучение в средней школе. М. Изд-во: «МТО Холдинг» 2003.

Код публикации: 

3031