Организация и проведение Московской олимпиады школьников по биологии 2014г. проходили в соответствии с нормативными документами о порядке проведения Московской олимпиады. Основные положения, вынесенные на рассмотрение: история олимпиады; ее цель и задачи; контакты; календарный план мероприятия; правила и регламент проведения олимпиады; проведение дистанционного и очного туров; памятка участника олимпиады и инструкции дежурным по аудиториям; составление олимпиадных заданий двух туров; проверка, просмотр и апелляции работ участников олимпиады; процедура объявления результатов; информационная поддержка; критерии оценивания олимпиадных заданий для каждой параллели классов в рамках каждого из туров; критерии определения победителей и призеров двух туров; общая информация об участниках, победителях и призерах; статистика по каждому туру; статистика по решенным заданиям по всем классам; подведение итогов; закрытие и награждение; рейтинг школ по количеству награжденных; анализ общей ситуации с предметом в городе и рекомендации на будущее.
Особо отмечены отличия, особенности и новые подходы в проведении Московской олимпиады школьников по биологии в 2014г.: 1) биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова проводил ее впервые; 2) с этого года в олимпиаде впервые принимали участие школьники пятых классов; 3) награждение победителей и призеров олимпиады было проведено 2 раза с подарками; 4) введение похвальных грамот для активных участников олимпиады; 5) рост численности участников - широкий охват по городам и регионам не только России, но и стран СНГ - участие в олимпиаде школьников из Казахстана (г. Степногорск); 6) прочтение лекций ведущими преподавателями и учеными факультета для учителей и родителей школьников в период проведения очного тура олимпиады на биологическом факультете МГУ; 7) специфика формирования предметно-методической комиссии и жюри олимпиады; 8) новые подходы в разработке олимпиадных заданий. Будущее Московской олимпиады школьников по биологии связано с введением новых компьютерных технологий и технического переоснащения.
Роль предметных олимпиад в школьном образовании и будущем ребенка заключается в: 1) развитии у школьника умений решать задачи повышенной сложности; 2) формировании у ребенка мотивации к учению; 3) усовершенствовании знаний по предмету (углубление и расширение); 4) как результат – получение хорошей оценки по предмету; 5) накоплении опыта общения: со сверстниками; с наставниками; 6) получении соревновательного опыта; 7) приобретении опыта ежегодного участия в олимпиадах разного уровня с ежегодным усложнением вопросов; 8) плавном переходе от участия в конкурсах, викторинах к участию в предметных олимпиадах различного уровня, и, в конечном счете, к участию в олимпиадах, которые входят в перечень Олимпиад, учитывающихся при поступлении в вузы; 9) избавлении от страха перед экзаменом; 10) помощи в выборе профессии.
В равной степени ценен каждый ребенок, который проявляет интерес к знаниям. Каждый ребёнок «одарён», и задача состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка.
Вопросы, вынесенные на дискуссию:
- С какого возраста можно привлекать школьников к участию в Московской олимпиаде школьников по биологии? Каким образом, в каком виде и на каком уровне?
- Как вы видите дальнейшее совершенствование Олимпиады? На что надо обратить внимание при проведении Олимпиады 2015г.?
- Что для вас значит олимпиада?
- Нужен ли олимпиадный портфолио школьнику?