Московская олимпиада школьников по биологии: будущее в ваших руках

кандидат биологических наук, старший научный сотрудник биологического факультета, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва

Организация и проведение Московской олимпиады школьников по биологии 2014г. проходили в соответствии с нормативными документами  о порядке проведения Московской олимпиады. Основные положения, вынесенные на рассмотрение: история олимпиады; ее цель и задачи; контакты; календарный план мероприятия; правила и регламент проведения олимпиады; проведение дистанционного и очного туров; памятка участника олимпиады  и инструкции дежурным по аудиториям; составление олимпиадных заданий двух туров;  проверка, просмотр и апелляции работ участников олимпиады; процедура объявления результатов; информационная поддержка; критерии оценивания олимпиадных заданий для каждой параллели классов  в рамках каждого из туров;  критерии определения победителей и призеров двух туров; общая информация об участниках, победителях и призерах; статистика по каждому туру; статистика по решенным заданиям по всем классам; подведение итогов;  закрытие  и награждение; рейтинг школ по количеству награжденных; анализ общей ситуации с предметом в городе  и рекомендации на будущее.  

Особо отмечены отличия, особенности и новые подходы в проведении Московской олимпиады школьников по биологии в 2014г.: 1) биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова проводил ее впервые; 2) с этого года в олимпиаде впервые принимали участие школьники пятых классов; 3) награждение победителей и призеров олимпиады было проведено 2 раза с подарками; 4) введение похвальных грамот для активных участников олимпиады; 5) рост численности участников - широкий охват по городам и регионам не только России, но и стран СНГ - участие в олимпиаде школьников из Казахстана (г. Степногорск); 6) прочтение лекций ведущими преподавателями и учеными факультета для учителей и родителей школьников в период проведения очного тура олимпиады на биологическом факультете МГУ; 7) специфика формирования  предметно-методической комиссии и жюри олимпиады; 8) новые подходы в разработке олимпиадных заданий. Будущее Московской олимпиады школьников по биологии связано с введением новых компьютерных технологий и технического переоснащения.

Роль предметных олимпиад в школьном образовании и будущем ребенка заключается в: 1) развитии у школьника умений решать задачи повышенной сложности; 2) формировании у ребенка мотивации к учению; 3) усовершенствовании знаний по предмету (углубление и расширение); 4) как результат – получение хорошей оценки по предмету; 5) накоплении опыта общения: со сверстниками; с наставниками; 6) получении соревновательного опыта;  7) приобретении опыта ежегодного участия  в олимпиадах разного уровня с ежегодным усложнением вопросов;  8) плавном переходе от участия в конкурсах, викторинах к участию в предметных олимпиадах различного уровня, и, в конечном счете, к участию в олимпиадах,  которые  входят в перечень Олимпиад, учитывающихся при поступлении в вузы; 9) избавлении от страха перед экзаменом; 10) помощи в выборе профессии.

В  равной степени ценен каждый ребенок, который проявляет интерес к знаниям. Каждый ребёнок «одарён», и задача состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка.

Вопросы, вынесенные на дискуссию:

  1. С какого возраста можно привлекать школьников к участию в Московской олимпиаде школьников по биологии? Каким образом, в каком виде и на каком уровне?
  2. Как вы видите дальнейшее совершенствование Олимпиады? На что надо обратить внимание при проведении Олимпиады 2015г.?
  3. Что для вас значит олимпиада?
  4. Нужен ли олимпиадный портфолио школьнику?

Код публикации: 

3032