Роль МОШ в формировании стойкого интереса к биологии у подростков ХХI века

учитель биологии, ГБОУ СОШ № 1280, Москва

В ХХ и в начале ХХI века олимпиада для школьников была инструментом, который определял не только уровень обучения школьников, но и их интеллектуальный потенциал, то есть насколько подвижны и лабильны мыслительные возможности в нестандартных ситуациях. Задания составлялись таким образом, чтобы школьники могли использовать уже имеющиеся знания, и, сопоставляя, анализируя, подключая логику, находили решение проблемы. Такое мероприятие осуществляет не только поиск новых учёных, первооткрывателей, но и просто талантливых, умеющих мыслить и не теряться в любых ситуациях молодых специалистов в любых областях.

Но! Прошло время, в последние годы Всероссийская олимпиада для школьников по биологии превратилась в  поисковую систему детей без детства, без логики и здравого смысла с удивительно огромной картой памяти в коре головного мозга. Таких вундеркиндов нельзя будет ничему новому научить, им некуда больше развиваться. А мозг упустил возрастную возможность научиться мыслить!

И вот в Москве начинается период возрождения – появилась МОШ!!! Даёшь реальную биологию! Даёшь поиск и радость открытий!

Да, задания сложные, не простые, требуют серьёзной подготовки, но это прогресс, возвращение к логическим истокам!

Задания МОШ призывают школьников думать, возвращаться к уже имеющимся знаниям, приобретать новые навыки научного исследования,  искать решение проблемы, а не готовый ответ в «карте памяти». В ходе работы над заданиями олимпиады ребёнок получает удовольствие от процесса размышления. Рассуждение и попытка мыслить – уже достижение и движение вперёд! Уже «плюс»! Нет горечи от осознания -  «я не знаю, потому что этого не было на уроке или в учебнике».

Я считаю, что по качеству заданий МОШ не младшая сестра ВОШ, а вполне самостоятельный самодостаточный динамичный элемент развития биологической грамотности и отбор лучших из лучших. Неудача в МОШ не унижает, а призывает двигаться вперёд. Она не отбивает желание учиться, искать и бороться! Чего не скажешь о ВОШ!

Исходя из выше сказанного, смею заметить, что отсутствие в МОШ внимания к 9, 10 и 11 классам ставит данное мероприятие в подчинённое положение, лишает Московскую олимпиаду должного и заслуженного внимания школьников и их родителей, так как не даёт ни каких заслуженных привилегий призёрам и победителям. Всё перечисленное не делает чести «старшей сестре». Складывается ощущение, что организаторы ВОШ боятся потерять контингент участников, если у МОШ будут равные возможности и права.

Считаю, что здоровая конкуренция пошла бы на пользу всем: и организаторам, и участникам!

Код публикации: 

3037