Экологическое образование имеет все необходимые педагогические возможности для формирования гражданина. Но, несмотря на имеющийся теоретический и эмпирический потенциал психолого-педагогических исследований, не все основы организации экологического образования выяснены. В частности, это касается вопросов его влияния на формирование гражданственности. Одним из аспектов этого процесса является поиск средств, позволяющих наиболее оптимально решать задачи становления гражданственности. В нашем исследовании в качестве средства становления гражданственности является содержание предмета биологии.
Цель исследования: определить теоретические основы содержания и практические пути организации процесса формирования гражданственности средствами предмета биологии у обучающихся в условиях гимназии. Объектом исследования является формирование экологического компонента гражданственности гимназистов в условиях муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №13 Тракторозаводского района г.Волгограда. Предметом исследования является формирование гражданственности гимназистов в процессе их участия в деятельности экологического содержания. Гипотеза исследования состоит в том, что работа по становлению экологического компонента гражданственности обучающихся средствами предмета биологии будет успешной, если: деятельность будет общественно-значимой и будет включать в себя следующие этапы: проба, практика и проект; процесс поддержки педагога будет направлен на раскрытие внутреннего потенциала школьников и носить консультативно-образовательный характер; организация деятельности школьников будет учитывать их потребности, склонности и возможности.
На основании цели и рабочей гипотезы сформулированы следующие задачи исследования: проанализировать и обобщить современные научно-педагогические подходы к организации и содержанию экологического образования, выявить возможности его использования в формировании гражданственности учащихся; выявить уровни сформированности гражданственности школьников в контексте исследуемой проблемы; обосновать основные компоненты содержания деятельности по созданию системы урочных и внеурочных мероприятий экологической направленности, исследовать условия формирования экологического компонента гражданственности обучающихся в процессе их участия в деятельности экологического характера; организовать опытно-экспериментальную работу и проверить выдвинутые положения.
Диагностическая деятельность проводилась на выборке, составляющей 20 человек. Контингент исследования - обучающиеся 9 «б» класса. Это случайная выборка обучающихся, представленная классом, в котором я являюсь классным руководителем. Сравнительные данные уровней и компонентов сформированности экологического аспекта гражданственности на начало и конец опытно – экспериментальной работы представлены в табл.1,2. Экспериментальная группа – 20 обучающихся 9 «б» класса МОУ гимназии 313 Тракторозаводского района г. Волгограда.
Таблица 1
Компоненты экологического аспекта гражданственности на начало и окончание эксперимента (исходя из пятибалльной системы оценивания)
Компонент экологического аспекта гражданственности |
Начало I этапа работы c обучающимися |
Конец III этапа работы с обучающимися |
Показатели роста |
Когнитивный |
3,5 |
4,8 |
1,2 |
Деятельностно - практический |
3.3 |
4,3 |
1 |
Ценностно - смысловой |
3,5 |
4,5 |
1 |
Среднийпоказатель |
3,4 |
4,5 |
1,1 |
Таблица 2
Уровневые группы на начало и окончание эксперимента
(% обучающихся от числа участвующих в диагностических замерах)
Уровень сформированности экологического компонента гражданственности |
Начало этапа работы с группой обучающихся |
Конец этапа работы с группой обучающихся |
Показатель роста |
Низкий |
62% |
48% |
-14% |
Средний |
26% |
17% |
-9% |
Высокий |
12% |
35% |
+23% |
Для определения уровней сформированности когнитивного компонента нами было проведено письменное тестирование с использованием тестов на измерение объема содержания и терминологического запаса экологического компонента гражданственности, задачей которого было выявлений исходного уровня знаний. При выявлении ценностно – смыслового компонента была использована методика ценностных ориентаций М. Рокича. Результаты этого тестирования выявили терминальные и инструментальные ценности обучающихся экспериментальной группы. Диагностическим инструментарием для определения уровня сформированности экологического компонента гражданственности, соответствующего возрастным особенностям проявления данного образования у старшеклассников стали педагогическое наблюдение, при включении обучающихся в систему урочных и внеурочных мероприятий экологической направленности: в посильную общественно – полезную деятельность по охране природы, пропаганде идей охраны окружающей среды и в акции связанные с экологической деятельностью.
На основе содержания компонентов экологического аспекта гражданственности определены его критериальные основания, в качестве которых выделяют: полноту и системность знаний; степень сформированности умений применять названные выше знания; степень осознанности и личностной и социальной значимости.
Выделенные критерии сформированности экологического компонента гражданственности стали исходными для изучения их уровневых проявлений. Соответственно, выделились три уровня становления экологического аспекта гражданственности у обучающихся: низкий уровень – интуитивно – деятельностный участник; средний уровень – уровень информированной личности; высокий уровень - осознанно – деятельностной личности. Данные уровни развития экологического аспекта гражданственности служат эталоном при сравнении с характеристиками конкретных учеников для отнесения их к тому или иному уровню сформированности экологического компонента гражданственности.
Процесс формирования гражданственности обучающихся происходил в рамках 3 этапов: информационно - поискового, регулятивно – деятельностного, ценностно – смыслового. Реализация названных этапов привела к последующему формированию исследуемого личностного образования у обучающихся.
Для проверки теоретических обоснованной и построенной системы средств формирования экологического компонента гражданственности у обучающихся был разработан и проведен формирующий эксперимент с учащимися 9 «б» класса МОУ гимназии №13. Качество формируемых (развиваемых) компонентов экологического аспекта гражданственности определялось методом шкалирования (оценки и самооценки) в ходе предэкспериментального, текущего и заключительного срезов. Эффективность учебной деятельности определялась не только внешними, но и внутренними показателями. Одним из них являлась степень удовлетворенности обучающихся собственной деятельностью по предмету биология в рамках урочной и внеурочной работы по данному предмету. Первый этап опытно – экспериментальной работы, определенный как информационно – поисковый, был направлен на формирование когнитивного компонента, предполагающего заложение основ экологических знаний, являющихся базовыми для формирования экоцентрического мировоззрения. Второй этап опытно – экспериментальной работы – регулятивно – деятельностный – был направлен на формирование доминирующего на этом этапе компонента – деятельностно – практического, предполагающего формирование и развитие умения вычленять экологические проблемы современности; умения применять экологические знания для решения данных проблем. Третий этап опытно – экспериментальной работы – ценностно – смысловой – имел целью достижение высокого уровня сформированности экологического компонента гражданственности у большей части обучающихся экспериментальной группы и был направлен на формирование доминирующего на этом этапе компонента - личностно – смыслового, предполагающего становление личности обучающегося - носителя экоцентризма; характеризующегося внутренним стремлением и убеждением в необходимости соблюдения экологических норм; глубоким пониманием единства человека, общества и природы; осознанием роли экологических знаний в решении глобальных проблем современности.
Таким образом, в ходе исследования выявлено, что формирование экологического компонента гражданственности возможно благодаря использованию специально организованного педагогического процесса, который разработан с позиций личностно – развивающего подхода к обучению и включает иерархию целей и задач обучения, отбор содержания и принципов воспитания. Экологическое образование, рассматриваемое нами как средство формирования гражданственности, должно осуществляться в единстве учебной и воспитательной деятельности. Возрастание показателя уровня сформированности экологического компонента гражданственности (% обучающихся от числа, участвующих в эксперименте) свидетельствует о том, что разработанная программа формирования гражданственности у обучающихся средствами предмета биологии являлась эффективной.