Технология учебных циклов

доктор педагогических наук, учитель, школа № 1199 (Лига Школ), Москва

Мой доклад посвящен проблеме соответствия нынешней практики школьного преподавания требованию всеобуча учить всех. Это требование нарушается, если на уроке имеются ученики, не занимающиеся учебной деятельностью. Они проводят время на уроке впустую. Тем самым они не готовятся и к эффективному выполнению домашних заданий. С этой проблемой, каждый по-своему, справляются учителя только очень высокого уровня. В массовом варианте мы наблюдаем уроки, состоящие из напоминания ученикам материала, необходимого для усвоения нового и опроса двух-трех учеников, из сообщения нового при плохом уровне восприятия и закрепления, в котором участвуют далеко не все ученики. Эта методика была пригодна в середине прошлого века. Тогда дети, не усваивавшие знаний, оставлялись на второй и третий год и даже отчислялись из школы. Эта методика неприемлема при всеобуче.

      Описываемая м ною образовательная технология решает эту проблему. Она позволяет любому учителю добиться полной занятости всех учеников на всех этапах учебной деятельности.

      В настоящее время эта технология успешно используется в нескольких школах г. Старый Оскол (базой эксперимента является школа № 30).

      Образовательная технология учебных циклов (ТУЦ) может использоваться в преподавании тех предметов и их разделов, в которых ведущим элементом являются точные знания. Это курс математики 1–11 классов. Это многие разделы информатики, физики, химии, биологии, географии, истории, родного и иностранных языков. Это некоторые разделы литературы, изобразительного искусства, музыки, физкультуры.

      ТУЦ отличается большой простотой и доступностью для каждого учителя. Так взамен трудно осуществляемой дифференциации учащихся здесь применяется легко осуществляемая «лесенка» сложности и трудности заданий. Компьютер (если учитель им располагает) используется лишь в качестве помощника учителя, а не как основное средство обучения. Если же компьютера нет, то это совершенно не препятствует использованию ТУЦ.

      Технология разработана в НИИ школьного оборудования и технических средств обучения Академии педагогических наук СССР в 1978–1989 гг. Она проверена в многолетнем массовом эксперименте — в непрерывном преподавании математики с 5 по 11 класс во многих школах Москвы, Латвии и Армении (около 1500 учащихся) — и получила одобрение Института гигиены детей и подростков Минздрава СССР, а также Всесоюзной конференции учителей математики в 1989 г. Ее авторами являются Е.Б.Арутюнян, М.Б.Волович, Ю.А.Глазков и я. Когда я здесь говорю «мы», то имею в виду этих четырех авторов. Важный вклад в наши разработки внесли В.Г.Болтянский, М.Я.Антоновский, В.Г.Ашкинузе, Э.Ю.Красс, В.С.Нодельман, Л.И.Апанасенко, А.О.Антонов, Ю.Г.Гузун, П.М.Камаев, а также многие учителя-экспериментаторы.

Учебный циклэто фрагмент процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебного материала.

Вот из каких этапов состоит каждый учебный цикл:

1) актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала,

2) сообщение нового материала,

3) закрепление,

4) контроль полученных знаний, умений и навыков.

Если все эти этапы удается уложить в один урок, то в этом случае мы получаем одноурочные циклы.

      Некоторые предметы принципиально одноурочны. Это история, география, биология, а также большие разделы физики, химии. В них планирование отводит на каждый новый параграф один урок. Одноурочный учебный цикл строится так.

      1. Проводится предметный диктант по материалу предыдущего цикла и другим необходимым разделам курса. Результаты диктанта тут же обсуждаются. Получается актуализация необходимых знаний и контроль знаний, полученных на предыдущем цикле.

      2. Вводится новая информация. В это время на доске появляется конспект. Учащиеся переносят его в свои тетради. В простейшем случае конспект, например, по истории содержит все новые термины, названия событий, даты и имена собственные.

      3. Проводится пересказ нового материала по конспекту. Первым это делает учитель (вспомним совет В.Ф.Шаталова излагать новый материал дважды). Затем это могут сделать сильные ученики, а потом и те, кто послабее. Очень полезна на этом этапе работа в тетрадях с печатной основой.

      4. Дается домашнее задание: выучить конспект.

      В течение одноурочного цикла каждый учащийся получает по одной или даже по две оценки.

      Одноурочные циклы очень кратки. Они дают мало времени на осознание, продумывание материала. Каждый этап проводится в быстром темпе. И если кто-либо из учеников отвлекся даже на короткое время, это сильно сказывается на процессе обучения.

      Уже двухурочные циклы гораздо эффективнее одноурочных. Они состоят из урока изложения нового материала (мы будем называть его уроком И) и урока самостоятельной работы (урок С).

      Урок И состоит из трех этапов: контроль знаний (предметный диктант) занимает вместе с проверкой около 10 минут, этап объяснения вместе с составлением конспекта и копированием его учащимися занимает 15 минут, этап первоначального закрепления — 15-20 минут.

      Урок С также состоит из трех этапов. Этап проверки теоретического материала занимает около 10 минут. На этом этапе все учащиеся воспроизводят по памяти конспект, записанный ими на предыдущем уроке и выученный дома. В то же время один-два ученика, вызванные к доске (предупрежденные об этом на предыдущем уроке!), не только воспроизводят тот же конспект на доске, но и рассказывают после этого весь материал по учебнику. Этап тренировочного закрепления занимает около 15 минут. Учащиеся под руководством учителя решают задачи, аналогичные первым (самым простым) заданиям самостоятельной работы. Наконец, проводится сама эта работа, занимая 15-20 минут. В течение двухурочного цикла каждый ученик получает не менее трех оценок.

      Двухурочный цикл пригоден, если не требуется длительного тренировочного закрепления материала и если всеобщий опрос по теории можно осуществить в письменной форме. Если же нарушается какое-нибудь из этих двух условий, то в учебный цикл нужно вводить дополнительные уроки.

      В некоторых учебных дисциплинах большое внимание уделяется письменному решению задач и упражнений. Для этого нужны специальные уроки решения задач (уроки Р). На этих уроках задачи должны решаться всеми учащимися (а не списываться с доски, как это часто бывает в традиционном преподавании). Это достигается организацией работы в парах. Кроме того, необходимо, чтобы каждый ученик на таком уроке получил оценку за работу. Это достигается путем привлечения самих учащихся к проверке работ. Вот схема такого урока.

Урок Р

Содер

жание

этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1

Организация работы

Просит распределиться по парам для решения задач. Предъявляет задания на урок и на дом.

Распределяются по парам по собственному выбору. Начинают работать.

2

Решение задач

Наблюдает за работой пар, консультирует, проверяет и оценивает результаты у первых пар.

Работают в парах, обращаются к учителю за помощью и за оценкой.

3

Оценка работы

Организует проверку и оценку работ всех учащихся.

Ученики, проверенные учителем, проверяют и оценивают работу остальных пар.

 

      Второе затруднение, возникающее на двухурочных циклах, — невозможность опросить всю теорию по конспектам. Эта проблема решается путем введения в учебный цикл урока общения (урок О). На нем учащиеся прочитывают по учебнику теоретический материал, а затем "сдают" его учителю либо другим ученикам — помощникам учителя. Вот схема такого урока.

Урок О

Содер

жание

этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1

Организация работы

Просит учащихся разделиться на пары. Сообщает учащимся о предстоящей работе, записывает на доске вопросы и задачи.

Рассаживаются по парам. Знакомятся с вопросами и задачами.

 

2

Изучение и обсуждение материала. Первые ответы

Обходит класс, следит за работой, помогает при необходимости. Опрашивает первые две пары.

Изучают материал по учебнику, отвечают друг другу на вопросы, решают задачи в парах; по окончании отвечают учителю; приступают к домашним заданиям.

3

Ответы всех учащихся

Руководит дальнейшим опросом.

Опрошенные опрашивают других (по указанию учителя).

 

      Включение в учебный цикл одного или нескольких уроков решения задач и (или) одного или нескольких уроков общения приводит к многоурочным циклам.

      Со всеми вопросами и пожеланиями прошу обращаться ко мне по телефону 8-903-182-72-87 или по E-mail: gglevitas@gmail.com.

Код публикации: 

3048