Сочетание реального и компьютерного физического эксперимента

учитель физики и информатики, МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №1", г. Нязепетровск Челябинской области

При демонстрации физического явления особенно эффективным является сочетание реального и компьютерного эксперимента, когда учитель, показывая учащимся реальный эксперимент, одновременно демонстрирует его анимационную модель на экране компьютера.

Примером таких моделей может служить созданная автором данной работы презентация, которая используется при проведении урока «Работа сторонних сил. ЭДС». http://infoteka.intergu.ru/query/download.asp?id=5043

Для формирования понятия «работа сторонних сил» на столе собирается установка, состоящая из двух электроскопов и неоновой лампочки, соединенной с двумя жесткими проволоками.

При прикосновении к двум разряженным или имеющим одинаковый заряд электроскопам лампа загораться не будет. Если же заряд электроскопов будет разным (один из них может быть разряжен) то лампа на некоторое время вспыхивает. Ставится проблема – как «заставить» лампочку гореть постоянно? Решение – подсоединить к лампе источник тока. В качестве источника тока, к установке можно подсоединить электрофорную машину.

Каждый этап реального опыта сопровождается компьютерной моделью (анимацией) демонстрирующей те процессы, которые нельзя показать на реальной установке (движение электронов, векторы сил, направление силовых линий электрического поля). С помощью этой модели можно легко объяснить, почему лампочка вначале загорается, а затем гаснет (в случае если один из электроскопов был заряжен), почему внутри источника электроны движутся против направления кулоновских сил.

Такие компьютерные модели (анимации) легко вписываются в традиционный урок, позволяя учителю продемонстрировать многие физические явления, которые обычно мучительно и долго объясняются с помощью мела и доски.

Код публикации: 

3051