Визуализация в обучении

учитель информатики, МБОУ Старогородковская СОШ, п.Старый городок, Одинцовский р-н, Московская обл.

Активное использование информационных и телекоммуникационных технологий в процессе обучения  позволяет осуществить переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Повышенная мотивация учебной деятельности школьников  связана скорее не с самим предметом информатики, а с использованием компьютерных технологий. Именно они предоставляют ту уникальную возможность реализовать принцип "учение с увлечением".

Все вышеперечисленное требует от учителя поиска новых форм, методов и средств обучения, а также специфичных приемов их использования в учебном процессе. Одним из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации, образовательное значение которого достаточно велико и отвечает современным требованиям. Что же такое визуализация?

Визуализация - (в широком понимании) - это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания:

  • придание зримой формы любому мыслимому объекту, субъекту, процессу и т.д.;
  • механическое вызывание образа;
  • создание четких, устойчивых и ярких образов любой сложности и специфики (как реально существующих, так и созданных в сознании автора) при помощи технических устройств или мыслеобразов (мыслеформ) непосредственно в своем уме (мысленная визуализация).

Место визуализации в обучении:

1. Создание электронного учебно-методического сопровождения к уроку и внеурочной деятельности, в состав которого входят разработки уроков и внеклассных мероприятий с приложением в виде компьютерных презентаций. Анимация - это один из способов визуализации информации.

Раздел информатики "Основы алгоритмизации и программирования" один из самых сложных разделов информатики. Продуманное использование  анимации в презентациях позволяет добиться понимания той или иной темы. С такими презентациями учащиеся работают самостоятельно. Учащийся сам выбирает для себя темп работы, может просматривать презентацию ни один раз, прежде чем приступить к выполнению заданий, которые находятся на последних слайдах.

2. Создание видеотеки, состоящей из фрагментарных учебных фильмов, кинофрагментов к использованию в учебно-воспитательном процессе. Видеоинформация имеет высокую степень эмоционального воздействия и, тем самым, способствует быстрому усвоению учебного материала.

Визуализированные задания:

  • позволяют учителю: передавать информацию об изучаемых объектах, процессах и явлениях;
  • предоставляют учителю: информацию об учебных возможностях, определенных особенностях умственной деятельности учащихся, что становиться особенно актуально в условиях внедрения новых образовательных стандартов второго поколения;
  • служат инструментарием для диагностики учебных и личностно значимых качеств учащихся.

Дидактически выверенное использование наглядных образов в обучении информатике может превратить наглядность из вспомогательного, иллюстрирующего средства, в ведущее, продуктивное методическое средство, способствующее формированию информационной культуры учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Визуализация в обучении  позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передачи знаний и распознавания образов, повышения визуальной грамотности и визуальной культуры. Методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход. Современные технологии позволяют решать задачи переноса образовательной информации (телекоммуникации, дистанционное образование и др.), формирования умений и навыков (компьютерные виртуальные практикумы и тренажеры и пр.), автоматизированного контроля знаний.

Список литературы: 

1. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. // Исследование деятельности зрительной системы. – М.: Изд-во МГУ, 1969.
2. Информационные технологии в образовании [электронный ресурс] // Режим доступа: http://wiki.iteach.ru/index.php.
3. Визуализация в обучении [электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ikt1793.ru.

Код публикации: 

3052