Активное использование информационных и телекоммуникационных технологий в процессе обучения позволяет осуществить переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Повышенная мотивация учебной деятельности школьников связана скорее не с самим предметом информатики, а с использованием компьютерных технологий. Именно они предоставляют ту уникальную возможность реализовать принцип "учение с увлечением".
Все вышеперечисленное требует от учителя поиска новых форм, методов и средств обучения, а также специфичных приемов их использования в учебном процессе. Одним из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации, образовательное значение которого достаточно велико и отвечает современным требованиям. Что же такое визуализация?
Визуализация - (в широком понимании) - это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания:
- придание зримой формы любому мыслимому объекту, субъекту, процессу и т.д.;
- механическое вызывание образа;
- создание четких, устойчивых и ярких образов любой сложности и специфики (как реально существующих, так и созданных в сознании автора) при помощи технических устройств или мыслеобразов (мыслеформ) непосредственно в своем уме (мысленная визуализация).
Место визуализации в обучении:
1. Создание электронного учебно-методического сопровождения к уроку и внеурочной деятельности, в состав которого входят разработки уроков и внеклассных мероприятий с приложением в виде компьютерных презентаций. Анимация - это один из способов визуализации информации.
Раздел информатики "Основы алгоритмизации и программирования" один из самых сложных разделов информатики. Продуманное использование анимации в презентациях позволяет добиться понимания той или иной темы. С такими презентациями учащиеся работают самостоятельно. Учащийся сам выбирает для себя темп работы, может просматривать презентацию ни один раз, прежде чем приступить к выполнению заданий, которые находятся на последних слайдах.
2. Создание видеотеки, состоящей из фрагментарных учебных фильмов, кинофрагментов к использованию в учебно-воспитательном процессе. Видеоинформация имеет высокую степень эмоционального воздействия и, тем самым, способствует быстрому усвоению учебного материала.
Визуализированные задания:
- позволяют учителю: передавать информацию об изучаемых объектах, процессах и явлениях;
- предоставляют учителю: информацию об учебных возможностях, определенных особенностях умственной деятельности учащихся, что становиться особенно актуально в условиях внедрения новых образовательных стандартов второго поколения;
- служат инструментарием для диагностики учебных и личностно значимых качеств учащихся.
Дидактически выверенное использование наглядных образов в обучении информатике может превратить наглядность из вспомогательного, иллюстрирующего средства, в ведущее, продуктивное методическое средство, способствующее формированию информационной культуры учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Визуализация в обучении позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передачи знаний и распознавания образов, повышения визуальной грамотности и визуальной культуры. Методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход. Современные технологии позволяют решать задачи переноса образовательной информации (телекоммуникации, дистанционное образование и др.), формирования умений и навыков (компьютерные виртуальные практикумы и тренажеры и пр.), автоматизированного контроля знаний.