Интерактивные плакаты

учитель информатики, ГБОУ СОШ № 420, Москва

Мультимедиа технологии уже прочно вошли в нашу жизнь. Каждый день появляются все новые и новые способы их использования.

Одна из популярных на сегодняшний день тем - создание мультимедийного проекта. Здесь каждый может в полную силу проявить свою творческую индивидуальность, интеллект, знания, художественный вкус. Без знаний подготовки презентаций мультимедийный проект не создашь. Важно не то, каким ты располагаешь инструментарием, а сама технология создания мультимедийного продукта.

В настоящее время все учителя нашей школы используют на своих уроках мультимедийные продукты: презентации, электронные энциклопедии, различные электронные учебники, а также интерактивные плакаты.

Благодаря цифровым ресурсам: аудио-, видеофрагментам, фотоматериалам, словарям повышается наглядность изучаемого материала.

Нас заинтересовало понятие «интерактивный плакат».

Многие авторы по-разному раскрывают понятие «интерактивный плакат». Например, по Б.Д. Затынайченко, «интерактивный плакат – электронное образовательное средство нового типа, которое обеспечивает высокий уровень задействования информационных каналов восприятия наглядности учебного процесса»; по М.В. Тюменцевой и О.И. Чикуновой – это «презентация, центральный, основной слайд которой содержит краткую тематическую информацию и средства интерактивного управления, позволяющие переходить к различным фрагментам информации, углубляющим и расширяющим первоначальные сведения, другим слайдам и возвращаться обратно по желанию пользователя».

Мы же под интерактивным плакатом будем понимать новое средство представления информации, позволяющее педагогу не только повысить эффективность учебного процесса, но и вызвать интерес учащихся к изучению той или иной темы. Интерактивный плакат, в отличие от обычной презентации, включает в себя текстовый, мультимедиа-контент и активные элементы управления содержимым.

Плакат обладает нелинейной структурой и позволяет отразить имеющиеся взаимосвязи между изучаемыми объектами и процессами, сравнить и сопоставить их, а также содержит в себе пояснения, уточнения, поэтому его использование является результативным.

Интерактивный плакат как средство обучения должен отвечать определенным критериям:

  1. Тема плаката должна соответствовать теме урока и учебному плану в целом, и кроме того, типу урока.
  2. Небольшое количество слайдов, первый из которых освещает тему плаката, содержит в себе интерактивные инструменты, элементы управления и ключевые понятия.
  3. Возможности плаката должны быть обусловлены поставленными педагогическими целями и задачами.

Интерактивный плакат в процессе использования должен реализовывать такие возможности, как:

  1. Неоднократное использование, наличие основного блока информации, работа с которым будет проходит на протяжении изучения той или иной темы.
  2. Наличие дополнительной наглядности в виде разворачивающихся блоков, анимированных вставок.
  3. Наличие интерактивных инструментов, позволяющих выделять определенные части плаката, например, ручки, маркеры и т.п.
  4. Наличие активных областей, реагирующих на наведение курсора или щелчок мыши.
  5. Присутствие элементов для автоматизации действий с плакатом.

Кроме того, плакат должен иметь четкую структуру. В ней должна сохраняться последовательность и ясность, иначе плакат перестанет выполнять отведенную ему функцию.

В качестве элементов интерактивного плаката могут выступать:

  1. Опорные конспекты;
  2. Многоуровневые задачники;
  3. Иллюстрации и видеофрагменты;
  4. Справочники;
  5. Конструкторы.

Важно, чтобы все составляющие плакат элементы были объединены в единое целое.

Прежде чем приступать к созданию плаката, необходимо:

  1. Определить тему плаката;
  2. Поставить цель и задачи;
  3. Собрать необходимые мультимедиа-материалы;
  4. Продумать структуру будущего плаката, определить взаимосвязи элементов и расположение тех или иных мультимедиа-объектов.

Интерактивный плакат зачастую имеет многоуровневую структуру. При создании плаката следует придерживаться определенных правил.

Первый слайд, как правило, является основным. На нем размещается тема плаката, опорные понятия, графические элементы. Важно не перегружать основной слайд информацией, так как это усложняет ее восприятие и будет нелегко сориентироваться в представленном материале. На первом слайде также возможно размещение графических форм с поясняющим текстом, которые изначально не видны на плакате и появляются при совершении определенного действия, например, при наведении курсора на какой-либо объект или щелчке мышью. Естественно, нельзя забывать о том, что данные элементы должны сворачиваться, чтобы не перекрывать доступ к другим элементам основного слайда.

При необходимости создаются дополнительные слайды (второго уровня), переходы к которым будут осуществляться с первого слайда. На данных слайдах возможно добавление текстовых блоков, таблиц, поясняющих рисунков, видеофайлов, анимации и т.п. Таким образом, осуществляется более подробное раскрытие тех или иных понятий, которые можно увидеть на первом слайде. Для удобного перехода к основному слайду или переключению между слайдами второго уровня необходимо добавление управляющих элементов (кнопок).

При необходимости может быть создана еще одна серия слайдов (третьего уровня), но в таком случае необходимо тщательно продумать структуру плаката, чтобы избежать нелогичности и перегруженности материалом.

Не менее важен грамотный выбор цветовой гаммы. Она должна быть подобрана таким образом, чтобы все элементы плаката были различимы, то есть цвет фона не должен совпадать с цветом других элементов. Кроме того, нежелательно использование слишком ярких цветов, которые будут вызывать раздражение и ухудшать восприятие материала.

Осуществление переходов к различным фрагментам можно реализовать с помощью гиперссылок. Здесь имеется возможность вставки управляющих кнопок.

Для привлечения внимания к объектам плаката можно использовать различные виды анимации. В Microsoft Office PowerPoint 2007 существует четыре вида эффектов анимации:

  1. Эффекты входа. Объекты могут постепенно проявляться на экране, «вылетать» на слайд сбоку или внезапно появляться на экране.
  2. Эффекты выхода. При использовании этих эффектов объекты могут «вылетать» из слайда, исчезать из вида или перемещаться за пределы слайда, двигаясь по спирали.
  3. Эффекты выделения. Примеры этих эффектов включают в себя уменьшение или увеличение размеров объекта, изменение цвета или вращение объекта вокруг своего центра.
  4. Пути перемещения. Эти эффекты могут использоваться для перемещения объекта вверх, вниз, вправо, влево или по траекториям в виде звезды или круга (среди прочих эффектов).

Любой эффект может использоваться отдельно или в сочетании с другими эффектами.

Однако можно анимацией управлять действием на конкретные объекты слайда - это достигается путем создания триггеров. Именно их мы и использовали для выделения активных областей, реагирующих на щелчок мыши.

Код публикации: 

3053